ОАЭ планируют запустить зонд к главному поясу астероидов в 2028 году
Проекты

ОАЭ планируют запустить зонд к главному поясу астероидов в 2028 году

5 сентября 2024 года, 11:17

Космическое агентство Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) раскрыло подробности о планах запуска зонда EMA Explorer к поясу астероидов между Марсом и Юпитером. Путешествие аппарата, проект которого был анонсирован в 2021 году, начнется в марте 2028 года и продлится шесть лет. Конечная цель – астероид 269 Юстиция, к которому аппарат прибудет в 2034 году.

Автоматическая межпланетная станция для Emirates Mission to the Asteroid Belt Explorer (EMA Explorer), названная в честь шейха Мухаммеда бин Рашида Аль Мактума, вице-президента и премьер-министра ОАЭ и правителя Дубая, должна совершить последовательные пролеты сразу мимо шести астероидов – 10253 Вестервальд, 623 Химера, 13294 Рококс, 88055 (2000 VA28), 23871 (1998 RC76) и 59980 (1999 SG6), а на седьмой (269 Юстиция) отправит посадочный аппарат.

Каменное небесное тело выбрано основной целью, поскольку считается, что оно мигрировало из региона, где сформировались планеты-гиганты, а может, из еще более отдаленных мест. Пять из семи выбранных астероидов представляют собой углеродистые породы, некоторые из которых могут быть обогащены филлосиликатами – минералами со слоистой структурой (слюда, хлориты), которые считаются ключевыми элементами, способствовавшими формированию Солнечной системы.

По замыслу представителей ОАЭ, EMA Explorer – новаторская миссия, направленная для исследования сразу нескольких астероидов, целью которой станут не только новые научные открытия, но и расширение сферы деятельности космической отрасли страны: «EMA Explorer исследует происхождение и состав тел Солнечной системы, разыскивая "кирпичики жизни" в поясе астероидов, а также проложит путь для потенциальной добычи ресурсов на этих небесных телах в будущем».

Основной целью проекта является развитию космического сектора ОАЭ. Выделяя 50% средств на реализацию программы местным компаниям, Космическое агентство Объединенных Арабских Эмиратов предполагает создать значительные экономические возможности по стимулированию стартапов в стране, а также привлечь международных партнерств и инвестиции. Работы стоимостью порядка 1 млрд $ поддерживаются Космическим фондом ОАЭ.

В разработке плана миссии принимает участие группа академических структур, в том числе Университет Халифа, Нью-Йоркский университет Абу-Даби (NYUAD), Национальный центр космической науки и технологий (NSSTC) при Университете ОАЭ, Институт технологических инноваций (TII), Yahsat, а также местные и международные партнеры из частного сектора – всего более 200 участников из ОАЭ и других стран.

Космическое агентство ОАЭ подписало соглашение о сотрудничестве по проекту EMA с Лабораторией физики атмосферы и космоса (LASP) Колорадского университета в Боулдере (США), Университетом Аризоны и Университетом Северной Аризоны, а также Итальянским космическим агентством. «Поскольку это одна из немногих запланированных экспедиций на астероиды, а также первый полет к нескольким астероидам с посадкой в главном поясе, это очень амбициозный проект, и LASP очень рад принять в нем участие», – сказал программный инженер лаборатории Пит Уитнелл.

Американские специалисты займутся проектированием, разработкой аппарата и тестированием его систем. Кроме американских ученых, к работе также присоединится Итальянское космическое агентство, Итальянский национальный институт астрофизики и частная американская компания Malin Space Science Systems.

На борту зонда EMA Explorer будет четыре прибора: узкоугольная камера, средневолновой и тепловой инфракрасный спектрометры и тепловая инфракрасная камера. Инструменты позволят ему определить геологическую историю, содержание летучих веществ, температур и других свойств астероидов главного пояса, а также исследовать их внутреннюю структуру. Его наблюдения также позволят ученым охарактеризовать потенциал добычи ресурсов на астероидах.

По словам инженера по разработке космических проектов Космического агентства ОАЭ Фатемы Хамели, EMA Explorer будет оснащен двумя двигательными установками: химическими гидразиновыми двигателями и солнечными электроракетным двигателями на ксеноне, обладающими высоким удельным импульсом. Посадочный аппарат, который в 2034 году отправится на поверхность астероида Юстиция, разрабатывается двумя частными компаниями ОАЭ – Sadeem и 971. Проектирование будет завершено до конца 2024 года.

ОАЭ уже имеет удачный опыт проведения дальних космических миссий. В июле 2020 года c помощью японской ракеты-носителя H-IIA 202, стартовавшей с японского космодрома Танегасима, был запущен эмиратский зонд «Аль Амаль» («Надежда»), созданный в рамках сотрудничества Космического центра Мохаммеда ибн Рашида (ОАЭ) и американской лаборатории LASP, а также других организаций, таких как университет штата Аризона и Калифорнийский университет в Беркли. Аппарат успешно вышел на орбиту вокруг Марса заданной точки и с февраля 2021 года продолжает изучать атмосферу и климатические условия Красной планеты.