«Сердце космонавтики»: как устроен легендарный космодром Байконур
Байконур — первый и самый исторически значимый космодром мира, расположенный на территории Казахстана. Созданный в 1955 году как сверхсекретный военный объект, объединяющий воедино стартовые площадки, технические сооружения и жилые кварталы, он до сих пор обеспечивает присутствие российских космонавтов на околоземной орбите. Pro Космос рассказывает, как устроен легендарный космический порт.
Основные площадки
Космодром Байконур включал в себя 8 наземных и 3 шахтных стартовых комплекса, на которых располагались 15 пусковых установок. Однако в настоящее время эксплуатируются лишь три из них. Каждая площадка «заточена» под определенный тип ракет-носителей. Все этапы подготовки к запуску – от проверок до непосредственного старта — проводятся сотрудниками ФКЦ «Южный» — филиал ЦЭНКИ и управляются дистанционно из командных пунктов.
Главной достопримечательностью космодрома считается площадка №1 (или «Гагаринский старт»). Именно отсюда 15 мая 1957 года впервые стартовала межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 и спустя несколько месяцев, 4 октября, был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли. Отсюда же стартовали Юрий Гагарин, Валентина Терешкова и многие другие космонавты, в том числе международные экипажи, отправлявшиеся к станциям «Салют-6», «Салют-7», «Мир» и МКС. Подробнее о легендарных запусках с Байконура читайте в нашей подборке.
Строительство комплекса на 1-й площадке потребовало грандиозных усилий: глубина котлована составила 45 м, а общая площадь превысила 678 тыс. кв. м. Конструкция включает в себя многоуровневое железобетонное сооружение, верхняя часть которого находится на уровне стартовой площадки, с круглым центральным проемом, под которым расположен односкатный глубокий газоход. На «балконе-козырьке» расположена уникальная стартовая система с подвижной круговой частью для поворота ракеты по азимуту пуска, кабель-мачтой, раздвижными фермами обслуживания и четырьмя откидывающимися опорными фермами, на которых устанавливается ракета.
Топливо (керосин и жидкий кислород) подвозится на стартовый стол в железнодорожных цистернах. Заправка ракеты осуществляется системами, размещенными внутри сооружения. Там же расположены системы наддува окислителя, пожаротушения, термостатирования, дистанционного управления, газового контроля и многие другие. Для обслуживания нижней части ракеты используется выдвижная площадка над газоходом.
Стартовый комплекс на площадке №1 законсервирован и старты отсюда не проводятся. Однако посмотреть на него могут туристы в составе экскурсионной группы.
Сейчас основным считается стартовый комплекс на площадке №31. Он был создан для увеличения частоты запусков ракет семейства Р-7. Отсюда запускались военные спутники серии «Космос», межпланетные станции «Венера-2» и «3», «Луна -8» и «Луна-9», «Космос-110», первый спутник связи «Молния-1», космические аппараты «Метеор», «Прогноз», «Ресурс-0» и другие. После запуска в 1968 году корабля «Союз-3» с Георгием Береговым на борту отсюда стали стартовать и некоторые пилотируемые корабли.
В 2006 году стартовый комплекс был модернизирован для запусков носителей «Союз-2». В основном они выводят на орбиту грузовые корабли «Прогресс МС», пилотируемые «Союзы МС» и спутники. В последние годы именно отсюда стартуют экипажи на МКС.
Площадка №31
Площадка №81 предназначена для выведения тяжелых автоматических космических аппаратов на околоземную орбиту и в дальний космос. Здесь расположены две пусковые установки – №23 и №24, предназначенные для тяжелых ракет-носителей «Протон-М». Первый запуск отсюда прошел в 1965 году – тогда на орбиту отправился научный спутник Н-4 №1 «Протон-1» для исследования частиц высоких и сверхвысоких энергий. В 2019 году с пусковой установки №24 стартовала обсерватория «Спектр-РГ». Последний запуск прошел 5 февраля 2023 года — тогда «Протон М» вывела на орбиту спутник «Электро-Л» №4. Сегодня пусковая установка №23 неработоспособна, а № 24 поддерживается в рабочем состоянии.
Площадка №81
Площадка №200 также предназначена для «Протонов». На ней расположены две пусковые установки: № 39 и № 40. Отсюда стартовали межпланетные зонды «Венера» с №13 по 16, «Вега» №1 и №2, «Фобос» №1 и № 2, «Марс-96». Она же открыла дорогу в космос астрофизической обсерватории «Гранат», станции «Салют-7», базовому модулю станции «Мир», а также модулям «Квант-1», «Квант-2», «Кристалл». Сейчас пусковая установка №40 разобрана, а №39 — в рабочем состоянии и готова к использованию.
Площадка №200
Площадка №110 печально известна чередой аварий: отсюда было произведено пять пусков, но успешным оказался лишь последний. Она строилась с 1964 года специально для запусков сверхтяжелой ракеты Н-1, которая создавалась для высадки на Луну. После четырех неудачных стартов носителя проект закрыли в 1974 году. Через два года, в 1976-м, стартовый комплекс стали перестраивать для стартов ракеты-носителя «Энергия», в том числе по программе «Энергия-Буран». 15 ноября 1988 года отсюда в первый и последний раз стартовала ракета-носитель «Энергия», которая вывела на орбиту многоразовый крылатый орбитальный корабль «Буран». На этом эксплуатация площадки завершилась. Сейчас она законсервирована без каких-либо перспектив использования.
Специально для испытания двигателей и ступеней ракеты-носителя «Энергия» в начале 1980-х годов был построен Универсальный комплексный стенд-старт (УКСС) на площадке №250. На тот момент здесь был самый передовой пункт управления благодаря широкому использованию компьютерных систем. В 1987 году отсюда стартовала первая ракета-носитель «Энергия» с аппаратом «Полюс», но из-за ошибки в ориентации аппарата, он на орбиту не вышел. В 1993 году программа «Энергия-Буран» была закрыта, а УКСС законсервировали. Сегодня командный пункт на площадке №250 доступен для посещения туристами.
Площадка №250
Стартовый комплекс на площадке №45 был построен в середине 1970-х годов для запуска ракет-носителей «Зенит». После прекращения их производства, был законсервирован. Долгое время комплекс простаивал, пока не стал частью российско-казахстанского проекта «Байтерек». С августа 2020 года на техническом комплексе (площадка №42) и стартовом комплексе (площадка №45) идет реконструкция. Согласно намеченным планам, с нового комплекса будет стартовать ракета-носитель «Союз-5», первые летные испытания которой запланированы на декабрь 2025 года.
На космодроме сохранились и другие площадки, которые уже не действуют — это № 41 для ракет-носителей «Р-16» и «Космос», № 90 для «УР-200» и «Циклона-2», № 109 для «Р-36 М» и «Днепр», № 175 для «Рокота» и «Стрелы». Каждая из них — часть истории и напоминание о масштабах советской и российской космической программы.
Здесь собирают ракеты
Важная часть космодрома — монтажно-испытательные корпуса (МИК). Это специализированные сооружения, где происходит окончательная сборка ракет-носителей и космических аппаратов, а также их предстартовые испытания. Гигантские цеха оснащены всем необходимым оборудованием для превращения отдельных блоков в готовую к полету ракету-носитель с интегрированной полезной нагрузкой.
Исторически на Байконуре функционировало 13 МИКов, но сегодня активно используются только два. Первый – возле площадки №31. Здесь собирают ступени ракеты «Союз» в «пакет», проводят интеграцию космических кораблей – пилотируемого «Союз МС» и грузового «Прогресс МС», а также выполняют всевозможные проверки. Во втором, на площадке №254, проводятся финальные испытания кораблей «Союз» и «Прогресс» перед сборкой с носителем.
Монтажно-испытательный комплекс
Носители «Союз 2.1а», предназначенные для запусков пилотируемых кораблей, доставляются на Байконур по частям с помощью железной дороги. Головной обтекатель, три ступени, башня с двигателями системы аварийного спасения – все эти элементы производятся в предприятиях на территории России, а окончательная сборка осуществляется именно в МИК.
Сборку ракет «в пакет» в России выполняют в горизонтальном виде — это упрощает их последующую транспортировку на стартовую площадку. Для этого МИК оснащен монтажно-такелажным, стыковочным и крановым оборудованием. Помимо цехов для сборки, в технический комплекс входят заправочно-нейтрализационная станция космических аппаратов, зарядно-аккумуляторная станция, станции пневмовакуумных и электрических испытаний космических аппаратов и ряд вспомогательных систем, обеспечивающих безопасность и точность операций.
«Остановка» перед стартом
До окончательной сборки «пакета» ракеты-носителя, в состав которого входят первая и вторая ступени ракеты, а также накатки обтекателя в монтажно-испытательном корпусе, космические корабли прибывают на заправочную станцию. Здесь их насыщают компонентами топлива. На Байконуре в разное время работали три таких объекта, но сегодня эксплуатируется только один – для заправки кораблей «Союз МС» и «Прогресс МС».
Российские космические корабли используют двигатели на несимметричном диметилгидразине (гептиле). Окислителем выступает не менее опасный тетраоксид азота. Перед подачей топлива специалисты тщательно тестируют баки и топливные магистрали на герметичность. Затем начинается медленная заправка — из-за токсичности компонентов, даже микроскопическая утечка может привести к экстренной эвакуации персонала. После этого заправляются гелием баки наддува, который необходим для запуска двигателей в невесомости.
«Глаза и уши» Байконура
На космодроме Байконур среди множества технических сооружений особое место занимает измерительный комплекс «Сатурн-МС» (ИП-5), расположенный на площадке №23. Объект, чьи массивные антенные сооружения видны даже с трассы Кызылорда-Аральск, предназначен для приема телеметрической информации с запускаемых ракет. Две гигантские параболические антенны КТНА и П200 диаметром 25 метров и весом по 200 тонн каждая возвышаются на холме Мургудук, что в переводе означает «змеиная гора».
История этого комплекса началась в 1966 году, когда было принято решение создать специализированный измерительный пункт для приема телеметрии с кораблей «Союз», а также лунных и межпланетных станций во время их старта и при пролетах в зоне видимости антенн «Сатурна». В ноябре 1970 года комплекс провел свои первые сеансы связи с зондом «Луна-16», который позже доставил на Землю первые образцы лунного грунта. Официально комплекс ввели в эксплуатацию через год, в ноябре 1971 года, и с тех пор он стал неотъемлемой частью инфраструктуры космодрома.
Измерительный комплекс «Сатурн»
Долгое время, вплоть до 2011 года, Байконур имел статус военного объекта, и комплекс «Сатурн-МС» обслуживался отдельной воинской частью. Специалисты несли боевое дежурство, отслеживая траектории ракет, принимая телеметрические данные, обеспечивая космическую связь и управление спутниками. В 1975 году возможности комплекса были расширены – к нему добавили комплекс П-30 для работы по программе «Союз-Аполлон». Год спустя, в 1976-м, комплекс получил в свое распоряжение четыре самолета ИЛ-20РТ и ИЛ-18РТ, оборудованных телеметрическими лабораториями.
Особую страницу в истории космодрома открыл 1987 год, когда на площадке №23 началось строительство комплекса «Квант-СП», предназначенного для работы с орбитальным кораблем «Буран».
Среди всех радиотехнических средств Байконура именно он стал ключевым объектом, взявшим на себя ответственность за сопровождение пилотируемых программ — сначала станции «Мир», теперь — МКС, кораблей «Союз» и «Прогресс». Эта же станция играет критически важную роль в обеспечении безопасности космонавтов и отвечает за их спасение при возникновении аварийной ситуации на стартовом комплексе.
За десятилетия своей работы «Сатурн-МС» участвовал в сопровождении сотен пусков и множества космических программ. В 2006 году произошло важное изменение – воинская часть при комплексе была расформирована, и с тех пор измерительный комплекс функционирует как полностью гражданский объект.
«Ворота» в космос
Главной воздушной гаванью космодрома служит аэродром «Крайний», расположенный на правом берегу Сырдарьи в шести километрах западнее города Байконур. Объект, обозначенный как площадка №15А, арендуется Россией у Казахстана в составе всего комплекса «Байконур».
На аэродроме всего одна взлетно-посадочная полоса, но она способна принимать практически все типы современных самолетов — Ил-76, Ту-154, Airbus А310 и А320, Boeing-747, 767 и 777, а также вертолеты всех типов. Сюда регулярно прибывают чартерные рейсы из Москвы, доставляющие космонавтов перед стартом, технический персонал и даже сами космические аппараты, которые затем отправляются в монтажно-испытательные комплексы.
Аэродром «Крайний»
Особое место в истории Байконура занимает аэродром «Юбилейный» (площадка №251), построенный в северной части космодрома специально для программы «Энергия-Буран». Этот грандиозный объект, расположенный в 40 км от города, впечатляет своими масштабами: взлетно-посадочная полоса достигает 4500 м в длину и 84 м в ширину. Толщина специального высокопрочного покрытия достигает 30 см. Такие параметры позволяли принимать тяжелые транспортные самолеты с частями ракет-носителей «Энергия» и кораблями типа «Буран», которые доставлялись с заводов-производителей в Москве и Самаре. 15 ноября 1988 года «Юбилейный» принял первую и единственную посадку «Бурана», совершившего свой легендарный полет.
После закрытия программы «Энергия-Буран» в 1993 году, аэродром постепенно утратил свое значение, хотя в 1997 году его частично восстановили для приема грузовых самолетов с деталями ракет и спутниками. До 2011 года здесь принимали пассажирские рейсы с сотрудниками космодрома, но сегодня «Юбилейный» существует лишь как резервный аэродром, хранящий память о советской космической программе.
Закрытый город открытых возможностей
Рядом с легендарным космодромом раскинулся город Байконур (бывший Ленинск). Это закрытая территория, куда попасть можно только по специальным пропускам. Несмотря на строгий режим, сегодня это современный город с населением около 76 тыс. человек. Здесь есть вся необходимая инфраструктура: жилые кварталы, образовательные учреждения, медицинские центры, спортивные комплексы и культурные объекты.
Особый статус города, арендованного Россией у Казахстана до 2050 года, создает уникальную правовую среду. На одной территории одновременно работают полиция и ЗАГСы обеих стран, действует двойное законодательство, а в обороте находятся как российские рубли, так и казахстанские тенге.
Город хранит память о покорителях космоса. Историю Байконура рассказывают два музея: один — городской, второй — на территории космодрома. Подробнее об основных экспонатах читайте в колонке Игоря Афанасьева.
Среди музеев на территории космодрома отдельное место занимают знаменитый «Домик Гагарина» (или домик №1). В этом скромном строении ночевал Юрий Гагарин перед своим легендарным полетом в апреле 1961 года вместе со своим дублером Германом Титовым. Ранее здесь жил маршал, главком ракетных войск СССР Митрофан Неделин, погибший в 1960 году. Пока домик не получил музейный статус, на «гагаринской» кровати перед стартом спали командиры космических кораблей.
Сегодня эта традиция немного изменилась и отдыхать на «гагаринской кровати» уже нельзя никому, даже командирам экипажей. Но посещение «гагаринского» домика остается обязательным ритуалом для всех экипажей. Вниманием не обделяют и соседний домик №2, где жил и работал Сергей Королев.
Улицы города Байконур украшают памятники великим конструкторам, ученым и выдающимся космонавтам – Сергею Королеву, Михаилу Янгелю, Валентину Глушко, Юрию Гагарину. Особое внимание привлекает настоящая ракета-носитель «Союз», превращенная в памятник и установленная на проспекте им. Королева.
Пейзажи города Байконур и Аллея космонавтов
В городе есть несколько гостиниц и общежитий для туристов, командированных работников и высокопоставленных гостей. В гостинице «Космонавт» на площадке №17 останавливаются экипажи перед стартом на орбиту. Здесь же проходит предполетная подготовка космонавтов и госкомиссия, утверждающая основной и дублирующий экипажи, брифинги для журналистов. Здесь сложилось сразу несколько традиций. Одна из них – просмотр культового фильма «Белое солнце пустыни», ставший обязательным ритуалом после 1973 года. Вторая связана с автографами –космонавты должны оставить свою подпись на двери гостиничного номера, где ночуют перед полетом.
Рядом раскинулась Аллея космонавтов, где «новички» отряда высаживают деревья перед первым полетом. Те, кто уже не в первый раз отправляется в космос, ухаживают за деревьями, которые посадили ранее. Идея, принадлежащая Юрию Гагарину, продолжается десятилетиями. Для посадки выбраны карагач и серебристый тополь – самые стойкие к суровому степному климату. Особый статус имеет вяз, посаженный экипажем «Восхода», который растет отдельно от основной аллеи, за зданием гостиницы.
Несмотря на режимный статус, сегодня Байконур открыт для туристов. Специализированные компании организуют экскурсии к стартовым площадкам, позволяя прикоснуться к живой истории космонавтики и увидеть орбитальные запуски вживую.