На Восточном начали подготовку к осеннему запуску спутников «Ионосфера-М»
Запуски

На Восточном начали подготовку к осеннему запуску спутников «Ионосфера-М»

28 августа 2024 года, 08:46

Российские специалисты начали активно готовиться к запуску спутников «Ионосфера-М» №1 и №2, предназначенных для мониторинга гелиогеофизической обстановки. Ожидается, что они будут выведены на орбиту в ноябре 2024 года, поэтому на космодроме Восточный приступили к электрическим испытаниям разгонного блока «Фрегат» — он используется в составе ракеты-носителя «Союз» для запуска космических аппаратов на орбиты различных высот и наклонений.

Работы с разгонным блоком «Фрегат» проводятся на техническом комплексе Восточного. Там его сняли с хранения, а затем отправили на электрические испытания — они позволят проверить все системы и оценить готовность блока к работе в космосе. Его подготовкой к запуску занимаются сотрудники Космического центра «Восточный» АО «ЦЭНКИ» и НПО имени С.А. Лавочкина.

На следующем этапе разгонный блок перевезут на заправочно-нейтрализационную станцию — там его заправят топливом и сжатыми газами. Запуск «Фрегата» в составе ракеты типа «Союз» запланирован на конец 2024 года. Ожидается, что с его помощью на низкую околоземную орбиту выведут космические аппараты «Ионосфера-М» № 1 и № 2, а также попутную полезную нагрузку, в частности студенческие спутники «Хорс» №3 и №4.

«Запуск [спутников "Хорс"] запланирован на четвертый квартал 2024 года в составе кластера "УниверСат-2023/2024 (совместно с КА "Ионосфера-М" №1 и №2)», — сообщил в конце июня замглавы департамента автоматических космических комплексов, систем навигации и дистанционного зондирования Земли Роскосмоса Виталий Мироничев.

Спутники «Ионосфера-М» станут частью космического комплекса для мониторинга геофизической обстановки «Ионозонд». Всего их будет насчитываться четыре (по два в разных орбитальных плоскостях), а позднее к ним добавится еще один аппарат — спутник «Зонд-М» для исследований Солнца. Их основная задача — наблюдать не только за состоянием ионосферы и нашего светила, но также контролировать магнитосферу, активность электромагнитных волн в верхней атмосфере и радиационную обстановку.

Для выполнения этих задач спутники «Ионосфера-М» оснастят большим количеством научных приборов: энергоспектрометром ионосферной плазмы, низкочастотным волновым комплексом, озонометром-ТМ, гамма-спектрометром, бортовым ионозондом ЛАЭРТ и другими. Между тем «Зонд-М» получит, среди прочего, телескоп-коронограф, спектральный телескоп, рентгеновский фотометр и магнитометр.

Между тем студенческие спутники «Хорс», разработанные в МГТУ им. Н.Э. Баумана, займутся исследованием атмосферы и ионосферы Земли, мониторингом плавучих судов и проведением технологических экспериментов. Они оснащены аппаратурой радиозатменного зондирования, которая сможет принимать сигналы глобальных навигационных спутниковых систем, таких как ГЛОНАСС, GPS, Beidou и Galileo. Четвертый аппарат этой серии недавно был показан на форуме «Армия — 2024». Какие еще космические «экспонаты» там можно было увидеть, читайте в нашей статье.