Солнце скрывает свой возраст за магнитной активностью
Наука

Солнце скрывает свой возраст за магнитной активностью

23 августа 2024 года, 09:19

Очередная рутинная попытка ученых уточнить возраст Солнца натолкнулась на неожиданно вскрывшееся обстоятельство: его магнитная активность мешает подобным попыткам. И если установить, сколько примерно лет нашему светилу, можно с помощью целого набора косвенных методов, то достоверность вычислений возраста всех остальных звезд внезапно оказалась под большим вопросом.

Нашему Солнцу около 4,6 миллиардов лет. Эта оценка была многократно подтверждена широчайшим арсеналом способов, включая анализ радиоактивного распада тяжелых элементов (по тому же принципу работают сверхточные атомные часы). Но для других звезд, находящихся в десятках, тысячах и миллионах световых лет от нас, не остается ничего, кроме астросейсмологии (или гелиосейсмологии, если речь идет о Солнце) — вычислений на базе изменений яркости этих космических тел, вызываемых их внутренними процессами.

Так же, как благодаря изучению сейсмических волн на Земле можно сделать выводы о прошлом нашей планеты, по колебаниям светимости звезд можно определить их возраст. Так, к примеру, астрономы пришли к выводу, что знаменитая Бетельгейзе должна взорваться уже в ближайшее время. Но проблема подкралась с неожиданной стороны: последние исследования выявили несовпадение между фактическим возрастом Солнца и его оценками, полученными на основании новейших данных гелиосейсмологии.

Команда во главе со швейцарским астрономом Жеромом Беатриси наконец выявила причину этих расхождений: внезапно ей оказались магнитные поля Солнца (которое как раз вошло в фазу кульминации своего 11-летнего цикла). Хотя ранее считалось, что магнитная активность не может оказывать вообще никакого влияния на сейсмические процессы внутри звезды.

Тем не менее, проанализировав данные двух программ наблюдений за нашей звездой — BISON (Бирмингемская сеть солнечных колебаний) и GOLF (Низкочастотный инструмент глобальных колебаний) — за 26,5 лет, исследователи пришли к четкому заключению: оценки возраста Солнца на пике цикла и в момент его наибольшего спада различаются на 6,5%. Более того, при определенных условиях это несовпадение может быть еще больше.

Однако самая большая проблема в том, что Солнце — не слишком активная звезда. Если даже для него погрешность в определении возраста может составлять до десятка процентов, то у значительно более турбулентных светил она может быть в несколько раз больше. Это ставит под сомнение точность соответствующих оценок для всех тех тысяч звезд, которые считаются «изученными», а также огромного массива исследований, опирающихся на эти оценки, как на фундамент. Причина, по которой магнитные поля влияют на сейсмологию, пока не ясна, но уже очевидно, что астрономия стоит перед серьезным вызовом.