Найдено объяснение «невероятной» скорости вращения Бетельгейзе
Наука

Найдено объяснение «невероятной» скорости вращения Бетельгейзе

13 марта 2024 года, 10:08

Бетельгейзе — сверхгигантская и сверхяркая звезда в созвездии Ориона — притягивает внимание астрономов не только вероятностью своего скорого взрыва. В последние годы получены свидетельства того, что она вращается и делает это довольно быстро. Но международная команда астрофизиков внезапно поставила это под сомнение: не исключено, что вращение — лишь иллюзия, создаваемая кипящей с огромной интенсивностью поверхностью красного великана.

В Северном полушарии Бетельгейзе отлично видна невооруженным глазом. Что неудивительно: это одна из самых больших звезд, известных человечеству. Ее масса может достигать 19 солнечных, размеры — превосходить диаметр орбиты Юпитера, а светимость — превышать таковую у нашего Солнца в невообразимые 105 тысяч раз.

Кроме того, астрономы обнаружили, что этот гигант еще и очень быстро вращается. Целый ряд наблюдений, в том числе с помощью высокогорного чилийского телескопа ALMA, показали, что поверхность Бетельгейзе изменяет свое положение со скоростью пять километров в секунду — что как минимум на два порядка больше, чем «полагается» для звезды таких габаритов.

Однако пока одни ученые бились над тем, чтобы объяснить этот загадочный феномен, другие решили перепроверить наблюдения. Оказалось, что с большой долей вероятности вращения на самом деле нет, или оно гораздо медленнее. Просто вспышки и выбросы корональной массы на Бетельгейзе так велики, что их легко принять за движение всей ее поверхности.

Дело в том, что в прошлых наблюдениях использовался метод интерферометрии (с участием целых 66 антенн ALMA), позволяющий как бы одновременно смотреть на звезду сразу с нескольких точек зрения. Но международная команда под руководством Цзин-Цзе Ма из Института астрономии Макса Планка обратила внимание на важное обстоятельство: этот метод хорошо работает, если наблюдаемый объект — это идеальная сфера. Что в случае Бетельгейзе, мягко говоря, не так.

Зато у гиганта все в порядке с конвекцией: огромные «пузырьки» вырываются из ее поверхности со скоростью 30 километров в секунду с одной стороны, а с другой — так же быстро погружаются. Из-за ограниченного разрешения земных телескопов такое бурление будет выглядеть несколько размыто, и изменение формы звезды можно будет интерпретировать как ее быстрое вращение.

Команда Цзин Цзе-Ма разработала новый сценарий гидродинамического 3D-моделирования красных сверхгигантов, и в 90% симуляций звезда, на самом деле почти неподвижная, действительно казалась бешено вращающейся — просто из-за активных процессов на поверхности.

Впрочем, для окончательной расстановки точек над «и» нужно больше данных. Тем более что сама Бетельгейзе слишком интересна — было бы обидно не успеть изучить ее перед грядущим взрывом. «Мы до сих пор многого не понимаем о гигантских кипящих звездах, таких как Бетельгейзе. Как они на самом деле живут? Как они теряют массу? Какие молекулы могут образовываться при их истечении? Почему Бетельгейзе внезапно стала менее яркой?» — поделился соавтор работы Андреа Кьявасса.