Запуск спутника «Бион-М» №2 перенесли на 2025 год
Запуски

Запуск спутника «Бион-М» №2 перенесли на 2025 год

16 августа 2024 года, 08:39

Российский спутник «Бион-М» №2, предназначенный для биологических исследований, запустят на низкую околоземную орбиту в следующем году, а не 1 сентября 2024-го, как планировалось ранее. Причины переноса не сообщаются. Ожидается, что на борту аппарата разместят 1,5 тысячи мух дрозофил, 75 мышей, ряд растений и микроорганизмов. Специалисты возлагают на «Бион-М» большие надежды, ведь ему предстоит внести вклад в подготовку к созданию Российской орбитальной станции.

О том, что запуск космического аппарата «Бион-М» №2 «уже точно не состоится» в 2024 году, сообщили в Институте медико-биологических проблем РАН. Там же подчеркнули, что спутник отправится на орбиту в 2025-м, но не раскрыли подробностей. Ранее такую возможность допускал директор ИМБП Олег Орлов. В апреле он заявил, что если «Бион-М» не удастся вывести в космос 1 сентября, то старт перенесут на следующий год.

Это уже не первый раз, когда российские специалисты откладывают запуск аппарата. Изначально предполагалось, что он отправится на высокоширотную орбиту 31 июля и доставит в космос ряд «пассажиров»: 1500 мух дрозофил, 75 мышей, а также растения и микроорганизмы, с помощью которых будет проведен ряд научных экспериментов. Именно их подготовка к полету стала одним из самых сложных этапов проекта.

Труднее всего пришлось мышам — в рамках проводившихся испытаний их на 35 суток поместили в изолированную среду, представлявшую собой закрытую комнату с научной аппаратурой. Таким образом ученые ИМБП проверяли, насколько хорошо система справится с жизнеобеспечением биообъектов в условиях реального космического полета.

Параллельно с этими тестами специалисты занимались созданием аппаратуры для «Биона-М» — в апреле Олег Орлов заявил, что она проходит испытания. По их окончании инструменты должны были поступить в РКЦ «Прогресс», а после — на космодром Байконур для дальнейшей сборки со спутником. Выбор высокоширотной орбиты, куда планируется вывести аппарат, неслучаен: это необходимо для того, чтобы начать подготовку к созданию Российской орбитальной станции. Ее первый модуль будет запущен в конце 2027 года.

Серия советских и российских спутников «Бион» предназначена для проведения разного рода биологических исследований, у которых общая цель — изучить, какое воздействие радиация и невесомость оказывают на живые организмы. Первый аппарат этой серии — «Бион-1» — вывели на орбиту 31 октября 1973 года, запуск производился с космодрома Плесецк. На борту спутника находились крысы, рептилии, насекомые, бактерии и растения.

С тех пор, до 1996 года, в космос отправили в общей сложности 11 таких аппаратов, а число видов биообъектов, побывавших на орбите, превысило 37. Программу возобновили лишь в 2013 году — именно тогда состоялся запуск первого модернизированного спутника «Бион-М» №1. Он помог доставить в космос мышей, монгольских песчанок, колонии разных микроорганизмов, гекконов, улиток и растения. Подробнее о том, что показали эти исследования, читайте в нашем материале.