NASA впервые признало, что может вернуть экипаж Starliner на другом корабле
На орбите

NASA впервые признало, что может вернуть экипаж Starliner на другом корабле

8 августа 2024 года, 09:03

Ситуация вокруг космического корабля Staliner, который не может отстыковаться от МКС вот уже почти два месяца, приобретает все большую неопределенность. Во время пресс-конференции 7 августа в NASA впервые заявили, что рассматривают варианты возвращения на Землю экипажа в составе Суниты Уильямс и Бутча Уилмора на другом корабле — Crew Dragon от SpaceX. Такое развитие событий предсказывали многие эксперты, но только сейчас в агентстве открыто признали, что Starliner действительно застрял на орбите, окончательное решение по поводу его дальнейшей судьбы будет принято в середине августа.

Последние несколько недель NASA всячески старалось давать понять, что со «Старлайнером» все в порядке. В середине июля в агентстве завершили наземные испытания двигателей реактивной системы управления корабля, а спустя несколько дней — проверили работу двигателей уже на пристыкованном к МКС Starliner. Все это сопровождалось многочисленными заверениями о том, что астронавты Бутч Уилмор и Сунита Уильямс полетят домой непременно на корабле компании Boeing.

Однако публичные заявления представителей NASA слабо вязались с их действиями. От внимания наблюдателей не ускользнул тот факт, что национальное управление заключило новый контракт со SpaceX, который почти не афишировался. Соглашение предполагало теоретическую проработку экстренного запуска корабля Crew Dragon в случае чрезвычайной ситуации.

На брифинге 7 августа в NASA раскрыли детали сделки: оказалось, что речь идет о потенциальном возвращении на «Крю Дрэгоне» астронавта Трейси Дайсон — вместо российского «Союза». Такая сделка уже заключалась ранее, в случае с Фрэнком Рубио, который в конечном итоге вернулся на Землю на корабле «Союз МС-23» 27 сентября 2023 года. В агентстве пояснили, что подобные соглашения нужны для гарантированного возвращения американских астронавтов на случай ЧС.

Так или иначе, не заметить обеспокоенность NASA и Boeing сложившейся ситуацией со Starliner довольно сложно. Так, в частности, американская компания, разработавшая многострадальный корабль, продолжает считать убытки: они достигли уже $1,6 млрд, и это без учета того, что полет Starliner еще не завершен.

Изначально предполагалось, что экипаж Starliner пробудет на орбите около восьми дней, но их нахождение на МКС, мягко говоря, сильно затянулось — Уилмор и Уильямс работают на станции уже почти два месяца, причем, скорее всего, и этот порог вскоре будет преодолен. На брифинге 7 августа в NASA допустили, что экипаж Starliner может вернуться на Землю в феврале 2025 года на Crew Dragon вместе с астронавтами Crew-9.

В экипаж Crew-9 входят три астронавта NASA Зена Кардман, Ник Хейг и Стефани Уилсон, а также российский космонавт Александр Горбунов. Согласно последним данным, они должны полететь к МКС на корабле Crew Dragon 24 сентября. Но если в агентстве решат доставить на Землю в составе Crew-9 еще Суниту Уильямс и Бутча Уилмора, то в таком случае на орбиту этой осенью полетят не четверо, а лишь двое — чтобы была возможность разместить на «Крю Дрэгоне» экипаж Starliner.

Еще один вариант, который рассматривает NASA, — это раздельное возвращение. В частности, предполагается, что один член экипажа Starliner, например, Сунита Уильямс, прибудет домой в составе Crew-8 (должен вернуться на Землю в августе), а второй — в феврале 2025 года вместе с Crew-9. В таком случае корабли Crew Dragon впервые перевезут на своем борту пять человек. С технической точки зрения это возможно — если установить вместо части возвращаемого на Землю груза еще одно кресло для астронавта.

Впрочем, каким именно будет состав Crew-9, если Уилмора и Уильямс все же решат вернуть на Crew Dragon, в NASA говорить пока не готовы. Решение по поводу способа их отправки на Землю в агентстве пообещали принять до середины августа. Ближайшую неделю специалисты планируют потратить на проработку вопроса, связанного с возможностью возвращения Starliner без экипажа. Однако и с этим могут возникнуть определенные проблемы.

Дело в том, что текущая версия программного обеспечения корабля Starliner не позволяет ему совершить автоматическую отстыковку от МКС — ПО для этого полета настроено именно для работы с экипажем. Поэтому вернуть «Старлайнер» на Землю можно будет не раньше сентября — порядка четырех недель уйдет на то, чтобы обновить ПО и протестировать его для проведения такой операции.

Более того, Boeing до сих пор не выявила первопричину отказов двигателей ориентации Starliner. Во время полета к станции 7 июня у корабля отключились пять из 28 микродвигателей системы ориентации, позже четыре двигателя включились вновь, но работали «не с полной отдачей». В NASA беспокоятся, что после отчаливания Starliner от МКС отказать может даже большее число двигателей, и утечки гелия увеличатся.

Ситуация осложняется еще и логистикой МКС, ведь на станции есть всего лишь два порта, куда могут причаливать Crew Dragon и Starliner. В первую очередь агентство хочет отправить на Землю корабль от Boeing, чтобы не создавать помех смене экипажей Crew-8 и Crew-9. Помимо этого, осенью ожидается пересменка экипажей российских «Союзов». 11 сентября к МКС отправится «Союз МС-26», а 23 сентября планируется возвращение на Землю «Союза МС-25».