NASA впервые признало, что может вернуть экипаж Starliner на другом корабле
Ситуация вокруг космического корабля Staliner, который не может отстыковаться от МКС вот уже почти два месяца, приобретает все большую неопределенность. Во время пресс-конференции 7 августа в NASA впервые заявили, что рассматривают варианты возвращения на Землю экипажа в составе Суниты Уильямс и Бутча Уилмора на другом корабле — Crew Dragon от SpaceX. Такое развитие событий предсказывали многие эксперты, но только сейчас в агентстве открыто признали, что Starliner действительно застрял на орбите, окончательное решение по поводу его дальнейшей судьбы будет принято в середине августа.
Последние несколько недель NASA всячески старалось давать понять, что со «Старлайнером» все в порядке. В середине июля в агентстве завершили наземные испытания двигателей реактивной системы управления корабля, а спустя несколько дней — проверили работу двигателей уже на пристыкованном к МКС Starliner. Все это сопровождалось многочисленными заверениями о том, что астронавты Бутч Уилмор и Сунита Уильямс полетят домой непременно на корабле компании Boeing.
Однако публичные заявления представителей NASA слабо вязались с их действиями. От внимания наблюдателей не ускользнул тот факт, что национальное управление заключило новый контракт со SpaceX, который почти не афишировался. Соглашение предполагало теоретическую проработку экстренного запуска корабля Crew Dragon в случае чрезвычайной ситуации.
На брифинге 7 августа в NASA раскрыли детали сделки: оказалось, что речь идет о потенциальном возвращении на «Крю Дрэгоне» астронавта Трейси Дайсон — вместо российского «Союза». Такая сделка уже заключалась ранее, в случае с Фрэнком Рубио, который в конечном итоге вернулся на Землю на корабле «Союз МС-23» 27 сентября 2023 года. В агентстве пояснили, что подобные соглашения нужны для гарантированного возвращения американских астронавтов на случай ЧС.
Так или иначе, не заметить обеспокоенность NASA и Boeing сложившейся ситуацией со Starliner довольно сложно. Так, в частности, американская компания, разработавшая многострадальный корабль, продолжает считать убытки: они достигли уже $1,6 млрд, и это без учета того, что полет Starliner еще не завершен.
Изначально предполагалось, что экипаж Starliner пробудет на орбите около восьми дней, но их нахождение на МКС, мягко говоря, сильно затянулось — Уилмор и Уильямс работают на станции уже почти два месяца, причем, скорее всего, и этот порог вскоре будет преодолен. На брифинге 7 августа в NASA допустили, что экипаж Starliner может вернуться на Землю в феврале 2025 года на Crew Dragon вместе с астронавтами Crew-9.
В экипаж Crew-9 входят три астронавта NASA Зена Кардман, Ник Хейг и Стефани Уилсон, а также российский космонавт Александр Горбунов. Согласно последним данным, они должны полететь к МКС на корабле Crew Dragon 24 сентября. Но если в агентстве решат доставить на Землю в составе Crew-9 еще Суниту Уильямс и Бутча Уилмора, то в таком случае на орбиту этой осенью полетят не четверо, а лишь двое — чтобы была возможность разместить на «Крю Дрэгоне» экипаж Starliner.
Еще один вариант, который рассматривает NASA, — это раздельное возвращение. В частности, предполагается, что один член экипажа Starliner, например, Сунита Уильямс, прибудет домой в составе Crew-8 (должен вернуться на Землю в августе), а второй — в феврале 2025 года вместе с Crew-9. В таком случае корабли Crew Dragon впервые перевезут на своем борту пять человек. С технической точки зрения это возможно — если установить вместо части возвращаемого на Землю груза еще одно кресло для астронавта.
Впрочем, каким именно будет состав Crew-9, если Уилмора и Уильямс все же решат вернуть на Crew Dragon, в NASA говорить пока не готовы. Решение по поводу способа их отправки на Землю в агентстве пообещали принять до середины августа. Ближайшую неделю специалисты планируют потратить на проработку вопроса, связанного с возможностью возвращения Starliner без экипажа. Однако и с этим могут возникнуть определенные проблемы.
Дело в том, что текущая версия программного обеспечения корабля Starliner не позволяет ему совершить автоматическую отстыковку от МКС — ПО для этого полета настроено именно для работы с экипажем. Поэтому вернуть «Старлайнер» на Землю можно будет не раньше сентября — порядка четырех недель уйдет на то, чтобы обновить ПО и протестировать его для проведения такой операции.
Более того, Boeing до сих пор не выявила первопричину отказов двигателей ориентации Starliner. Во время полета к станции 7 июня у корабля отключились пять из 28 микродвигателей системы ориентации, позже четыре двигателя включились вновь, но работали «не с полной отдачей». В NASA беспокоятся, что после отчаливания Starliner от МКС отказать может даже большее число двигателей, и утечки гелия увеличатся.
Ситуация осложняется еще и логистикой МКС, ведь на станции есть всего лишь два порта, куда могут причаливать Crew Dragon и Starliner. В первую очередь агентство хочет отправить на Землю корабль от Boeing, чтобы не создавать помех смене экипажей Crew-8 и Crew-9. Помимо этого, осенью ожидается пересменка экипажей российских «Союзов». 11 сентября к МКС отправится «Союз МС-26», а 23 сентября планируется возвращение на Землю «Союза МС-25».