Частные компании подготовили первые предложения по пересмотру марсианской программы NASA
Крупные американские космические компании разрабатывают альтернативные концепции для реализации программы NASA по доставке образцов марсианского грунта на Землю. Начальный план оказался слишком дорогим и сложным, поэтому основная задача подрядчиков – найти способы достичь целевого результата с наименьшими затратами и в максимально короткие сроки, так как Китай буквально наступает на пятки и нацелен реализовать подобную миссию раньше США. Несколько участников конкурса поделилось первыми наработками.
В апреле NASA осознало, что проект Mars Sample Return (MSR) по доставке образцов с Марса обойдется слишком дорого, особенно на фоне сокращения бюджета агентства. Специалисты подсчитали, что реализация изначального плана MSR будет стоить около $11 млрд, причем в таком случае процесс будет долгим – образцы вернут на Землю не раньше 2040 года. В связи с этим, было принято решение полностью пересмотреть программу. Предложить свои концепции в июне поручили семи компаниям – Blue Origin, Lockheed Martin, SpaceX, Northrop Grumman, Aerojet Rocketdyne, Quantum Space и Whittinghill Aerospace. Каждой из них на эти цели выделили до $1,5 млн.
Особое внимание NASA попросило уделить космическому аппарату Mars Ascent Vehicle (MAV), который должен доставить образцы с поверхности на орбиту Марса. Изначально планировалось, что он будет представлять собой двухступенчатую ракету-носитель высотой около 3 м на твердотопливных двигателях, но теперь конструкцию могут изменить. «Мы собираемся изучить, как наилучшим образом оптимизировать производство», - сообщил старший научный сотрудник Northrop Grumman Дэвид Макграт, отмечая, что в компании попытаются максимально сократить стоимость MAV. В качестве основного решения рассматривается совершенствование конструкции промежуточной секции между двумя ступенями, где расположены системы контроля ориентации. Ожидается, что это позволит снизить массу готового аппарата.
Стартап Quantum Space сосредоточен на другой части программы MSR – непосредственном возвращении образцов на Землю. Специалисты ищут способы, чтобы упростить орбитальный аппарат Earth Return Orbiter (ERO), который заберет контейнер с образцами у MAV и отправит его на нашу планету. Компания рассматривает вариант привлечения для этих целей своего космического аппарата Ranger. Он мог бы «перехватить» емкость с пробами марсианского грунта, безопасно доставив их на Землю. Это позволило бы сделать контейнер легче и упростить его посадку.
Военно-промышленный гигант Lockheed Martin решил полностью пересмотреть план MSR. В корпорации считают, что нужно максимально упростить экспедицию. Несмотря на то, что проект может состоять примерно из девяти разных аппаратов, их количество не повлияет на сложность, уверяют в компании. Подробности наработок пока не раскрываются, но представители предприятия заявляют, что в своей работе сосредоточатся на выполнении ключевых целей MSR, сохраняя баланс между производительностью и финансовыми рисками.
Несмотря на то, что Boeing не вошел в число компаний, заключивших контракты с NASA, руководство авиакосмической корпорации также представило свои идеи по совершенствованию MSR. Они предложили отказаться от всех компонентов MSR, заменив их одним большим посадочным аппаратом, на борту которого будет находиться MAV. Запустить громоздкую конструкцию сможет сверхтяжелая ракетная система Space Launch System, разработанная специально для экспедиций за пределами околоземной орбиты.
Остальные подрядчики NASA своих планов пока не раскрывают. Они должны будут представить результаты исследований и первые концепции в октябре. после чего агентство выберет лучшие варианты для дальнейшей проработки.