NASA выбрало семь компаний, чтобы доставить образцы с Марса как можно скорее
Проекты

NASA выбрало семь компаний, чтобы доставить образцы с Марса как можно скорее

11 июня 2024 года, 09:03

Американское космическое агентство продолжает пытаться спасти свою программу по доставке образцов с Марса. Два месяца назад глава NASA Билл Нельсон честно признался, что проект в его нынешнем виде будет реализован в лучшем случае в 2040-х годах, а его общая стоимость возрастет до $11 млрд. Поэтому агентство отобрало семь частных компаний, которые должны помочь доставить марсианские породы как можно быстрее и дешевле.

В середине апреля NASA опубликовало запрос на предложения, в рамках которого нужно было предложить альтернативные подходы к программе Mars Sample Return (MSR). Допускалось пересматривать как всю ее архитектуру, так и отдельные элементы, например, создание аппарата для поднятия образцов с марсианской поверхности и их доставки на орбиту. Сбор идей закрыли 17 мая, а затем предполагалось, что агентство выдаст контракты на 90-дневные исследования уже «готовых» концепций.

В результате NASA отобрало семь компаний — Aerojet Rocketdyne, Blue Origin, Lockheed Martin, SpaceX, Northrop Grumman, Quantum Space и Whittinghill Aerospace. Сумма каждого контракта составит до $1,5 млн. «Возвращение образцов с Марса будет одной из самых сложных миссий, предпринятых NASA, и крайне важно, чтобы мы выполнили ее быстрее, с меньшим риском и меньшими затратами», — подчеркнул Билл Нельсон.

Агентство не раскрыло каких-либо подробностей о предложенных идеях, но как минимум три концепции связаны с космическим аппаратом Mars Ascent Vehicle (MAV) — тем самым, который должен доставить образцы с поверхности на орбиту вокруг Марса. По данным SpaceNews, речь идет о таких компаниях, как Aerojet, Northrop и Whittinghill. Что до SpaceX, то она, судя по всему, предложит свой космический корабль Starship — его можно использовать для доставки образцов на Землю.

Blue Origin, по всей видимости, рассматривает возможность использования в MSR элементов лунной программы Artemis — якобы ее можно «подогнать» для возврата образцов с Марса. Но помимо семи компаний, разработкой альтернативных концепций будут также заниматься два центра — Лаборатория реактивного движения NASA и Лаборатория прикладной физики имени Джона Хопкинса. По словам руководства агентства, их исследования будут иметь тот же масштаб и график, что и отраслевые.

Работа над разработками официально начнется в середине июля, промежуточный отчет должен быть представлен через 45 дней, а окончательный — через 90 дней. Затем NASA рассмотрит эти исследования, чтобы определить, какие изменения следует внести в архитектуру MSR. «Надеемся, что в начале 2025 года мы определим дальнейшие действия агентства», — подчеркнули в NASA.

Впрочем, в запросе предложений американское управление не указало своих пожеланий ни по стоимости программы, ни по срокам ее реализации. В руководстве объяснили это тем, что хотят от компаний «реалистичных проектов», а не концепций, нацеленных на достижение конкретных целевых показателей по расходам или графику. При этом в NASA признали отсутствие каких-либо гарантий, что хотя бы одно из «альтернативных» исследований действительно позволит снизить затраты или ускорить сроки реализации MSR.

Ранее Билл Нельсон заявил, что, по оценке NASA и независимых экспертов, стоимость программы по доставке образцов с Марса в ее текущем виде составит от $8 до $11 млрд. При таких расходах реализовать проект удастся только в 2040 году, а не в начале 2030-х, как предполагалось. Однако ждать столько времени — неприемлемо, поскольку через десятилетие NASA собирается высадить астронавтов на Марс, добавил Нельсон.

К слову, на днях основатель SpaceX Илон Маск выразил уверенность, что первый Starship сможет достичь Марса уже через три года. Но пилотируемый полет к Красной планете, по его словам, сопряжен с рядом трудностей — это «опасно, тесно, тяжело и есть некоторый шанс, что ты умрешь».