Короткий срок годности лекарств может стать проблемой при полете на Марс
Наука

Короткий срок годности лекарств может стать проблемой при полете на Марс

24 июля 2024 года, 12:17

Лекарств, которые астронавты успешно используют сегодня на Международной космической станции (МКС), может быть недостаточно, если человечество решится на более длительные полеты: например, на путешествие к Марсу. Новое исследование американской компании Duke Health показывает, что срок годности большей части основных медикаментов – обезболивающих, антибиотиков, лекарств от аллергии и снотворных, — истечет задолго до возвращения на Землю. В конечном итоге, будущим покорителям межпланетного пространства придется полагаться на неэффективные или даже вредные медикаменты, срок годности которых вышел.

Предсказать, как повлияют космические условия на земные лекарства, практически невозможно. Радиация или другие факторы могут снизить их эффективность, либо они могут испортиться быстрее, чем в привычной обстановке на нашей планете. Исследователи подали запрос в американские ведомства, чтобы получить информацию о препаратах, которые используются сейчас на МКС. Предполагается, что аналогичные средства будут использовать во время полетов на Марс.

Используя базу данных со сроками годности лекарств, исследователи определили, что 54 из 91 медикаментов могут храниться до 36 месяцев или даже меньше. По самым оптимистичным оценкам, примерно 60% из них не «доживут» до завершения экспедиции на Красную планету, но если смотреть на ситуацию реалистичнее, этот показатель составит 98%, отмечают авторы работы. При этом, в исследовании не учитывались дополнительные факторы, из-за которых таблетки могут испортиться гораздо быстрее.

Еще одно важное отличие полетов на Марс от пребывания на МКС состоит в том, что космонавты не смогут постепенно пополнять свои запасы – им придется взять все необходимое с собой сразу. То же самое касается и продуктов питания.

«Специалистам, ответственным за здоровье экипажей во время космических полетов, придется найти способы продлить срок годности лекарств, чтобы завершить трехгодичный полет на Марс – выбрать лекарства с более длительным сроком годности или смириться с повышенным риском, связанным с приемом испорченных лекарств» - подытожили в Duke Health.

Ранее исследователи выяснили, что человеческие почки могут не выдержать полета на Марс. Фатальное воздействие на них могут оказать микрогравитация и радиация, в результате чего важный орган может перестать функционировать в полную силу, либо отказать полностью.