Конструктору космических гаваней Владимиру Бармину – 115 лет
Космический архив

Конструктору космических гаваней Владимиру Бармину – 115 лет

18 марта 2024 года, 13:00

Вчера исполнилось 115 лет со дня рождения выдающегося конструктора космических стартовых комплексов Владимира Бармина. Ему отечественная космонавтика обязана успешными пусками самых массовых советских и российских ракет-носителей типа Р-7 ("Союз") и Ур-500 ("Протон"). А также стартами прорывных по технологиям, пусть и не ставших серийными, ракет Н-1 и "Энергия".

Реальное училище и Бауманка

Владимир Павлович Бармин – сын служащего, потомок крестьян – родился в Москве 6 марта (по старому стилю) 1909 года. В 1917 году поступил в Московское реальное училище Иванцова, которое через год было преобразовано в среднюю школу первой и второй ступени. Именно во время учебы в школе у Владимир проявил себя как смышленый и любознательный мальчик. В 1926 году, успешно окончив обе ступени (9 классов), он решил получить высшее образование, но документы не приняли – ему не было еще 18 лет. Пришлось пройти ряд проверок и собеседований, в результате чего с характеристикой «здоров, физически крепок, годен» и «весьма удовлетворительно разбирается в политике» он был допущен к конкурсным экзаменам.  

1 / 10

На радостях подал заявления сразу в три института: Московский механико-машиностроительный (сейчас МГТУ имени Н. Э. Баумана), Ломоносовский механический и в Химико-технологический имени Д. И. Менделеева и был зачислен в первые два.  Посещая лекции сразу в двух вузах он определился и со второго курса стал студентом только Бауманки. В 1930 года он успешно защитил дипломную работу «Пермский городской холодильник» и стал инженером-механиком по холодильным машинам и аппаратам.

Холодильник для Ленина

В то время по окончании вузов вместо дипломов молодым специалистам выдавали справки и направляли на производственную практику. Владимир Бармин был направлен на московский завод «Котлоаппарат» (с 1931 года - завод «Компрессор»). Энергия, знания, умение наладить хорошие деловые отношения с коллегами позволили Бармину за полгода спроектировать, выпустить рабочие чертежи, изготовить, провести заводские испытания и наладить серийное производство нового компрессора ВП-230 принципиально новой конструкции. В последующие годы под его руководством были разработаны мощные воздушные компрессоры серии ВГ для угольной промышленности, первый отечественный тормозной компрессор ТВ-130 для электровозов, первый отечественный вертикальный углекислотный компрессор УВ-70/2 для морских судов, углекислотный компрессор УГ-160 для холодильной установки Мавзолея В. И. Ленина и передвижной компрессор высокого давления АК-50/150 для авиации.

Технический разведчик в США

В 1935 году его в составе группы советских инженеров направили в командировку в США со спецзаданием от наркома Серго Орджоникидзе: изучить производство бытовых холодильников и выведать технологию получения прозрачного льда. По возвращении Бармин представил обширный отчет, рекомендации по приобретению в США необходимого оборудования и изложил  свое видение развития отечественного компрессоростроения и холодильного машиностроения. Полученные в США знания помогли Владимиру и возглавляемой им группе конструкторов разработать первые отечественные судовые фреоновые холодильные машины 1ФВ, 2ФВ и 4ФВ, а также экспериментальный прямодействующий дизель-компрессор. В 1940 году он стал главным конструктором завода «Компрессор».

Организатор производства "Катюш"

На восьмой день Великой Отечественной войны нарком Общего машиностроения Петр Паршин поручил Бармину наладить на «Компрессоре» серийный выпуск реактивных пусковых установок М-13 и М-18 (впоследствии названных «Катюша»). Одновременно для этой цели при заводе «Компрессор» было сформировано специальное конструкторское бюро (СКБ). Главным конструктором был назначен Андрей Костиков. Бармина назначили его заместителем. Костиков в штыки встречал все усовершенствования, предлагаемые замом, но Владимир Павлович, уверенный в своей правоте, запустил производство пусковых установок по своим чертежам. Костиков направил письмо в Секретариат ЦК ВКПБ с требованием уволить своего заместителя. В ходе расследования подтвердилась правота Бармина и решением секретаря ЦК ВКП (б) Георгия Маленкова Костиков от работы в СКБ был отстранен, а Владимир Бармин был назначен главным конструктором.

За годы войны под руководством Бармина завод «Компрессор» изготовил и направил на полигонные испытания первую боевую установку под индексом БМ-13-16, принятую позже на вооружение. В конце 1941 года он разработал 24-зарядную пусковую установку на шасси легких танков Т-40 (Т-60) для реактивных снарядов М-8, оснастил установками для пуска реактивных снарядов М-13 и М-8 два бронепоезда. В дальнейшем под руководством В.П.Бармина был создан ряд пусковых установок, в том числе усовершенствованная боевая машина БМ-13Н. Всего за годы войны под его руководством было разработано и изготовлено 78 типов экспериментальных и опытных конструкций пусковых установок — «Катюш», из которых 36 типов были приняты на вооружение. Его установки монтировались на всех видах наземных и водных транспортных средств, способных их перевозить, в том числе и на железнодорожных платформах, морских и речных катерах и даже санях.

За создание реактивной артиллерии СКБ было награждено орденом Отечественной войны I степени.

За опытом в Германию

В 1946 году СКБ завода «Компрессор» было преобразовано в Государственное союзное КБ специального машиностроения с задачей создания комплекса для пуска ракет дальнего действия. В том же году Бармина в составе группы советских инженеров откомандировали в советскую зону оккупации Германии для изучения немецких ракетных секретов.

Почти год он руководил институтом «Берлин», изучая ракетную технику на заводах Германии, Польши и Чехословакии. После возвращения Бармин во главе ГСКБ Спецмаш занялся разработкой стартовых ракетных комплексов. Очень быстро под его руководством были разработаны передвижные комплексы для баллистических ракет Р-12 и стационарные для ракет Р-1, Р-2, Р-11, Р-5 и Р-5М. Им создана первая в стране шахтная пусковая установка «Маяк», после испытаний которой  в 1959–1963 годах. разработана большая номенклатура подобных установок.

Прорыв в космос

Владимир Бармин был включен в состав организованного Сергеем Королёвым Совета главных конструкторов. На разработанном в ГСКБ Спецмаш под руководством Бамина стартовым комплексе в августе 1957 года успешно прошла испытания баллистическая ракета Р-7 (ОКБ-1 Королёва). После доработок с этого же комплекса 4 октября 1957 года был запущен первый искусственный спутник Земли и началась космическая эра.

С этого же стартового комплекса, созданного под руководством Бармина, были запущены первые межпланетные станции для изучения Луны, Венеры, Марса, полетел в космос Юрий Гагарин… Космических стартовых комплексов было построено шесть:.2 на Байконуре и 4 в Плесецке. С трех из них до сих пор производятся запуски всех пилотируемых и грузовых кораблей, а также многих спутников в интересах Министерства обороны.  

В середине 1960-х под руководством Бармина на Байконуре был создан стартовый комплекс для тяжелой ракеты-носителя Ур-500 («Протон»). Ввиду очень токсичного топлива этих ракет конструкторы сделали все возможное, чтобы минимизировать количество людей на стартовом комплексе. Позже был построен второй комплекс. С четырех пусковых установок этих комплексов регулярно запускались космические аппараты различного назначения: долговременные орбитальные станции «Салют», «Мир», МКС и их модули, тяжелые межпланетные аппараты серий «Луна», «Марс», «Венера», спутники телевидения, связи...

Вершиной усилий коллектива КБ Спецмаш под руководством генерального конструктора Бармина стало создание на Байконуре уникального стартового комплекса для ракеты-носителя Н1, на базе которого затем был создан комплекс для универсальной многоразовой ракетно-космической системы «Энергия — Буран». Там же разработан универсальный комплекс стенд-старт с которого был выполнен первый пуск РН «Энергия».

Грунточерпалки и советская Лунная база

Одновременно с проектированием стартовых комплексов в КБ большая группа конструкторов под руководством Бармина вела работы, связанные с исследованием Луны, Венеры, Марса.

Его сын, член-корреспондент РАН, Игорь Бармин, ставший приемником отца на посту руководителя КБ, рассказывал о нем: «Параллельно он вел разработку различного вида оборудования, первым видом которого было успешно разработанное устройство для взятия пробы грунта с Луны [ЛБ-09]. Оно стояло на станции «Луна-24», севшей на Луну в 1976 году. Устройство само по себе очень интересное. Оно брало грунт с глубины в 2,5 метра ударно-вращательным способом - без перемешивания! Технологию тогда предложил академик из Киргизской академии наук Олег Дмитриевич Алимов. Позже, также под руководством отца, было разработано устройство ВБ-02 (венерианский бур), которое работало в составе станций «Венера 13», «Венера 14» и станций «Вега-1» и «Вега-2» на поверхности Венеры».

В 1970-е годы Владимиром Барминым проектировалась Лунная база, создавалось для нее различное оборудование. Были сформированы и обоснованы принципы  построения базы, этапы ее развертывания, предложен перечень научного и специального оборудования. Прорабатывались идеи по решению транспортировки грузов как на Луну, так и по ее поверхности. К сожалению, из-за отсутствия финансирования этот проект не был реализован.

Инженеры под руководством Бармина разрабатывали оборудование для технологических экспериментов на борту орбитальных станций «Салют-6», «Салют-7» и спутников серии «Фотон». Кроме того, Бармин возглавил работы по конверсии: разработку оборудования для хранения и переработки сельскохозяйственных продуктов

Готовил смену для космической промышленности

Наряду с производственной деятельностью Владимир Бармин участвовал в подготовке молодых специалистов и ученых. С 1931 года он преподавал в Бауманке сначала на кафедре термодинамики, а с 1934 года работал доцентом кафедр «Компрессоры и воздуходувки» и «Холодильные машины и аппараты». В 1940 году ему было присвоено ученое звание доцента. В 1959 году Владимир Павлович организовал и возглавил специальную кафедру вуза по новой технике. В том же году он стал доктором технических наук, в 1960 году – профессором, в 1958-м членом-корреспондентом, а в 1966 году – академиком Академии наук СССР.

Кроме звания «Герой Социалистического Труда» Владимир Бармин был награжден пятью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени и многими медалями. Ему присуждалась Ленинская и трижды Государственная премии.

Владимир Бармин скончался 17 июля 1993 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Его имя присвоено НИИ Стартовых комплексов, астероиду, а также улицам в Москве и Байконуре.