Южнокорейский зонд KPLO трижды уходил от столкновений на окололунной орбите
На орбите

Южнокорейский зонд KPLO трижды уходил от столкновений на окололунной орбите

12 июля 2024 года, 09:53

По мере того как на окололунной орбите становится все больше космических аппаратов, растет и угроза их столкновения между собой. Как минимум три из них – корейский, американский и индийский – постоянно совершают определенные маневры, чтобы случайно не натолкнуться друг на друга. Сейчас нет международных законов, которые регулировали бы безопасную работу зондов в космическом пространстве. Заняться этим вопросом в Южной Корее предложили специальному комитету ООН.

Старший научный сотрудник управления стратегии и планирования Корейского института аэрокосмических исследований (KARI) Союнг Чунг сообщила, что за последние 18 месяцев Южная Корея получила 40 предупреждений о возможных столкновениях космических аппаратов на окололунной орбите. В зоне риска находятся как минимум три автоматических межпланетных станции – южнокорейский KARI Pathfinder (KPLO), американский Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO) и индийский «Чандраян-2». Все они расположены примерно на одной орбите.

По словам Союнг Чунг, большинство сигналов об опасности были «устранены естественным путем» – они не подтвердились, поскольку орбитальные данные показывают отсутствие риска столкновения. В остальных случаях избежать инцидентов можно, если один из космических аппаратов выполнит стандартный маневр для поддержания своей орбиты, либо другие действия, чтобы не допустить аварии.

По словам исследовательницы, корейский KPLO с момента запуска в декабре 2022 года выполнил три таких маневра: первый – чтобы избежать столкновения с LRO, второй – чтобы разминуться с «Чандраяном-2», а третий – чтобы пролететь мимо японского зонда SLIM перед его посадкой на поверхность Луны в январе этого года.

Чтобы «выжить» на окололунной орбите, космическим аппаратам не впервые приходится совершать определенные маневры. Тот же «Чандраян-2» в 2021 году чуть не столкнулся с LRO, но этого удалось избежать благодаря координированным действиям Индийской организации космических исследований (ISRO) и NASA. Проблема, по словам Союнг Чунг, крайне актуальная, но о ней мало говорят. Между тем напряженность на окололунной орбите (так же, как и на околоземной) будет расти по мере того, как компании начнут отправлять все больше аппаратов для исследования естественного спутника Земли.

Ученый отмечает, что сегодня нет согласованного международного механизма или протокола для противодействия орбитальным столкновениям – координация между космическими агентствами происходит на добровольной основе. Кроме того, нет правил, которые определяли бы, какой именно космический аппарат должен выполнять маневр на орбите, чтобы предотвратить столкновение с другим.

Каждое такое действие может угрожать работе зонда и израсходовать запасы топлива, что сократит срок его службы. Корея согласилась выполнить эти три маневра с помощью своего KPLO, поскольку у аппарата было больше доступного топлива, чем у его «коллег», но как действовать в других подобных ситуациях, специалистам пока непонятно.

Решить назревшую проблему предложили силами Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях (КОПУОС). На заседании в прошлом месяце комитет поддержал предложение Южной Кореи и Румынии о создании Инициативной группы для консультаций по деятельности на Луне. По словам Союнг Чунг, механизмы координации работы лунных орбитальных аппаратов станут одной из тем, которые в ближайшее время рассмотрят эксперты.