Бомбардировщик, шпион или истребитель: для чего предназначен X-37B
На орбите

Бомбардировщик, шпион или истребитель: для чего предназначен X-37B

23 октября 2024 года, 11:34

По всей видимости, седьмой полет (OTV-7) загадочного космоплана X-37B Космических сил США близится к завершению. В октябре Космические силы США объявили о проведении космопланом серии маневров, известных как «аэробрейкинг». Это означает вход в атмосферу, что, по мнению некоторых наблюдателей, нужно не только для изменения орбиты аппарата, но и для отработки его боевого применения. Кроме того, в бюллетене Космических сил США сообщалось, что на необычно высокой околоземной орбите X-37B проводил эксперименты по изучению радиационного воздействия и тестированию технологии «космической ситуационной осведомленности» — то есть аппарат ведет пристальное наблюдение за окружающим пространством.

Секреты секретного космоплана

X-37B можно сравнить с висящем на видном месте конвертом, в который тайно кладут секретные записки. Вроде все на виду, но никто не может понять, что лежит внутри? Внешний вид аппарата не является тайной, как и сроки его запуска в космос и возвращения на Землю. Однако цель полетов и то, что он привозит с орбиты, остаются загадкой для всех, кроме узкого круга американских специалистов и военных.

Изначально компания Boeing разрабатывала аппарат по заказу NASA в качестве демонстратора технологий многоразовых средств выведения, которые должны были заменить шаттлы. Однако из-за организационных и финансовых проблем, а также из-за того, что гражданское космическое ведомство решило сосредоточиться на программе Constellation, направленной на возвращение американцев на Луну, в сентябре 2004 года разработку передали Управлению перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США - DARPA.

В результате проделанной работы был создан автоматический многоразовый мини-шаттл массой около 5 тонн, длиной 8,9 метра и размахом крыла примерно 4,5 метра для «тестирования перспективных спутниковых технологий во время полетов на низкой околоземной орбите». В период с 2009 по 2010 год было построено два опытных образца X-37B.

В компании Boeing отмечают, что X-37B — это первый аппарат после шаттла, который может возвращать результаты экспериментов на Землю для дальнейшего изучения и анализа. X-37B способен совершать полностью автономный полет в автоматическом режиме от старта до посадки. В космосе ориентацию и коррекции орбиты осуществляют жидкостные ракетные двигатели, а при спуске в атмосферу — аэродинамические рули, приводимые электромеханикой, без использования гидравлики. Планер X-37B выполнен из полимерных композитов, а не из традиционных алюминиевых сплавов, как Space Shuttle. Электропитание на орбите обеспечивается панелями солнечных батарей из арсенида галлия, которые раскладываются из отсека полезной нагрузки и перед спуском в атмосфере складываются назад.

Запуск X-37B может осуществляться с помощью ракеты-носителя Atlas V со стартового комплекса SLC-41 на базе Космических сил США «Мыс Канаверал» или Falcon 9 со стартового комплекса LC-39A Космического центра имени Кеннеди во Флориде. Горизонтальная планирующая посадка может выполняться на нескольких аэродромах: на авиабазе Ванденберг в Калифорнии, на посадочном комплексе системы Space Shuttle в Центре Кеннеди во Флориде или на военно-воздушной базе Эдвардс в Калифорнии в качестве резервного варианта.

В 2020 году проект X-37B был удостоен «Приза Кольера» — одной из самых престижных западных наград в области авиации в номинации «за расширение границ полетов и освоение космоса». Ранее этот приз получали такие легендарные личности, как Орвилл Райт и Говард Хьюз, а также экипаж Apollo 11, проект Международной космической станции и бомбардировщика B-52.

Космоплан разрабатывался с учетом того, что он будет находиться на орбите в течение 270 дней. В первом полете он провел в космосе224 дня, во втором — 468, в третьем — 674, в четвертом — 718, в пятом — почти 780, а в шестом — 908 дней. В настоящее время 7-й полет продолжается, и когда он завершится, пока неизвестно.

Управление программой X-37B осуществляет подразделение Delta 9, созданное в июле 2020 года в составе Космических сил США на базе Шривер в 16 км к востоку от базы Петерсон недалеко от Колорадо-Спрингс в округе Эль-Пасо, штат Колорадо.

В обязанности подразделения входит разработка оборонных космических операций, а также подготовка планов по сдерживанию и, при необходимости, устранению орбитальных угроз. Иными словами, X-37B, видимо, может использоваться, как космический истребитель-перехватчик, а также, возможно, для нанесения ударов по наземным целям.

Кроме того, Delta 9 отвечает за проведение экспериментов на орбите и демонстрацию новых технологий в интересах Космических сил США. Для эксплуатации X-37B с июня 2024 года сформирована специальная часть — Пятая эскадрилья космических операций на базе Анакостия-Боллинг на юго-западе Вашингтона, округ Колумбия.

Носитель оружия, возможно, ядерного

Известно, что как и у большого шаттла, у X-37B имеется грузовой отсек, закрывающийся сверху двухстворчатой крышкой. Его объем сравнивают с «вместимостью обычного пикапа». В нем скрывается складная солнечная батареи и наверняка остается место для полезных нагрузок.

Поскольку аппарат эксплуатируют военные, за исключением внешнего вида все, что относится к его характеристикам, возможностям и особенностям, покрыто мраком. Ни в одной из осуществленных миссий о конкретных задачах X-37B официально не говорилось. Каждый раз пресс-служба Космических сил США выдавала какие-то туманные сообщения общего характера.

В частности, во время 6-го полета космоплан нес фотоэлектрический радиочастотный антенный модуль (PRAM) разработки Военно-морской исследовательской лаборатории для исследований технологии преобразования солнечных лучей в энергию микроволнового излучения для передачи ее на большие расстояния. Можно предположить, что подобное устройство имеет, прежде всего, военное применение.

Также во время OTV-7 на борту космоплана был микроспутник FalconSat-8, созданный Академией ВВС США и Исследовательской лабораторией ВВС для орбитальных экспериментов. Наконец, «в интересах NASA изучалось влияние космической среды на конструкционные материалы и биологические образцы — семена для выращивания продуктов питания».

В шестом полете к кормовой части многоразового X-37B впервые был пристроен одноразовый служебный модуль, позволяющий доставлять на орбиту дополнительную полезную нагрузку. Однако из-за секретности в официальную версию о его экспериментальном назначении верят далеко не все.

Суть в том, что на первый взгляд, X-37B не представляет собой ничего необычного. Его конструкция и параметры хорошо известны (во всяком случае так кажется наблюдателям). Орбиты каждой миссии засекречены, но после запуска их можно вычислить по результатам наблюдений астрономов-любителей.

Однако есть одна важная техническая особенность. Речь идет о способности многоразовой теплозащиты космоплана выдерживать длительное воздействие факторов космического полета, таких как радиация, вакуум и микрометеориты.

Секретность вместе с видимо военными полезными нагрузками порождает многочисленные теории о его истинном назначении:

1. это космический бомбардировщик;

2. корабль-шпион (например, для наблюдения за китайской орбитальной станцией и аналогичным космопланом КНР);

3. истребитель спутников противника.

Особенно тревожит то, что космоплан может быть использован для нанесения ядерного удара во время «нырка» в атмосфере. Эта идея подкрепляется двусмысленными заявлениями американских военных и историческими аналогиями.

Так, на форуме по безопасности, который прошел в Аспене, штат Колорадо, в июле 2019 года, бывший министр ВВС США Хизер Уилсон, которая незадолго до этого ушла в отставку, сообщила, что X-37B может использовать атмосферу Земли для изменения плоскости орбиты за счет аэродинамического качества. По ее словам, аппарат способен на маневры, «которые могут вызвать беспокойство у России и Китая».

По мнению американского историка Скотта Лоутера, рассуждая о назначении X-37B, можно провести параллель с космопланом X-20 Dyna-Soar, который разрабатывался в США как космический бомбардировщик и разведчик 60 лет назад. Dyna-Soar — это сокращение от Dynamic Soaring, что можно перевести как «разгон и планирование», но по-английски звучит как «динозавр».

Споры вокруг X-37B

Сходство внешнего вида двух крылатых аппаратов, разделенных более чем полувековой историей, их размеры, схема и возможность многократного использования позволяют аналитикам и экспертам проводить параллели и в отношении их возможного назначения.

Разработка X-20 была свернута еще до первого полета из-за высокой стоимости, грандиозной сложности эксплуатации, кратковременности предлагаемых миссий и потому, что все вышеперечисленные задачи уже к первой половине 1960-х успешно решались более дешевыми и простыми одноразовыми бескрылыми аппаратами.

По сравнению с предшественником, современный военный космоплан — это чудо техники. Он сравнительно недорог и прост в эксплуатации, полностью автоматизирован и не требует экипажа. Продолжительность его миссий превышает два года, а бортовые ресурсы намного превосходят возможности X-20. Его грузовой отсек больше, он оснащен собственным двигателем с большим запасом топлива.

X-37B, безусловно, мог бы выполнять ударные задачи, которые военные когда-то планировали для Dyna-Soar. «Сегодня необходимые датчики и оружие стали намного компактнее, чем были тогда, — отмечает Лоутер. — Различные источники предполагают, что X-37B способен нести ядерные боеголовки и кинетические снаряды. Оружие может долгое время оставаться на орбите и возвращаться на Землю, если не будет использовано».

Таким образом, круг предполагаемых военных задач за годы полетов X-37B если и расширился, то незначительно, а аргументы против обсуждаемых предположений не меняются. Рассмотрим за и против.

Концепция «орбитальной бомбы» раскритикована на Западе еще в конце 1950-х: космический бомбардировщик проходит над целью всего один или два раза в сутки. Аппарат с относительно высоким гиперзвуковым аэродинамическим качеством (типа Dyna-Soar или X-37B) может уйти на 2500 километров в сторону от траектории снижения и, соответственно, поразить любую цель на территории потенциального противника с трех витков: непосредственно над целью и двух соседних.

Внезапность и быстрота удара ракетой или бомбой обеспечивается только в первом случае, в остальных бомбардировщику необходимо сойти с орбиты и совершить управляемый атмосферный полет, который займет десятки минут. Таким образом, речь о внезапности удара не идет.

Для достижения цели в любое время суток на орбите необходимо иметь не менее пяти-шести аппаратов. Это связано с тем, что за сутки требуется совершить 16 витков, а удар возможен только с трех. Чтобы повысить фактор внезапности, необходимо иметь больше аппаратов. Не случайно в какой-то момент американские военные предполагали выводить на орбиту до 30 и более ударных Dyna-Soar.

При этом параметры орбиты и ее связь с расположением цели не останутся незамеченными. Аппараты, особенно необычной формы, будут привлекать внимание наземных средств контроля космического пространства.

Как отмечал известный аналитик и историк ракетной техники Кеннет Гэтленд, «для обороняющейся стороны форма орбит, характерная для пикирующих спутников, и их положение по отношению к важным наземным целям могут не только раскрыть планы противника, но и точно определить момент применения оружия».

Касательно «нырка». Действительно, существует возможность изменять плоскость орбиты за счет аэродинамического качества при снижении на орбите, не расходуя большое количество топлива, в отличие от ракетодинамического метода. Однако если цель атакуется отделяющейся от аппарата боеголовкой и после аэродинамического маневра сам аппарат необходимо вернуть на орбиту, маневр все равно требует затрат топлива. В связи с этим может возникнуть проблема с размещением ядерного заряда на борту — банально может не хватить массы или места.

Еще недавно эксперты не знали, как повлияет на теплозащиту первое погружение в атмосферу. «Существует вероятность, что она будет повреждена настолько, что после выполнения задания космоплан не сможет безопасно вернуться на орбиту» - рассуждали они. Сейчас после аэробрейкинга X-37B во время текущего полета это можно будет проверить, но, в любом случае — если аппарат беспилотный, можно и не возвращаться. Более того, можно даже исходно использовать бескрылый одноразовый аппарат!

Кроме того, ядерная бомба на орбитальном автоматическом бомбардировщике представляет собой опасность. Гэтленд отмечал, что обычную баллистическую ракету можно периодически осматривать и проверять на стартовой площадке, в то время как орбитальное оружие вынуждено оставаться в космосе без ухода, находясь в состоянии готовности к действию в течение длительного времени. Это означает, что в нужный момент бомба может не сработать или взорваться в неподходящем месте и в неподходящее время.

Что касается вариантов использования космоплана в качестве разведчика или перехватчика аппаратов противника, то, безусловно, он может нести соответствующие ударные системы. Например, замаскированные под оборудование для проверки технических решений, испытаний новых технологий и компонентов в условиях космоса.

Для этих задач многоразовый крылатый аппарат подходит идеально: он может проверить работоспособность оборудования на орбите, мягко вернуться на Землю для последующего исследования, а затем снова отправиться на орбиту для проверки изменений. В частности, имено так «проверяется» солнечная батарея многократного складывания, которую Boeing «засветил» для X-37B еще 20 лет назад.

Однако наиболее характерные особенности X-37B — его многоразовость и наличие крыльев — не нужны непосредственно ни для разведки, ни для перехвата.

Подводя итоги, можно сказать, что знания о секретном американском аппарате за прошедшие годы не изменились ни на йоту. Можно с успехом предлагать любые варианты его военного использования.