Посадка Starship на Луне может привести к загрязнению водяного льда
Одна из вещей, которые манят человечество на Луне — это огромные запасы льда, которые могут послужить как топливом для будущих ракет или жизненно важным ресурсом для обитателей колонии, так и ценнейшим объектом для науки. Тем не менее эта уникальная селенологическая формация может оказаться под серьезной угрозой: из-за особенностей кораблей Starship, которые должны будут сыграть ключевую роль в американской программе «Артемида». Как показало новейшее исследование, созданные компанией Маска ракеты могут оказать уничтожающее влияние на эту лунную экосистему.
Больше всего воды на Луне содержится в ее южной приполярной зоне — в так называемых «постоянно затененных областях» (на которые никогда не падает солнечный свет). Лишь один аппарат — Lunar Reconnaissance Orbiter — смог нанести на карту местоположение массы инея, равной, по максимальной оценке, 60 тоннам (по менее оптимистичным — около двух тонн). По мнению же селенологов, данного ресурса там куда больше. В основном ледяные озера находятся в глубоких и темных кратерах недалеко от Южного полюса Луны.
Но, как с беспокойством отмечают исследователи, над этими озерами нависла прямая угроза — в лице компании SpaceX, которую американское аэрокосмическое агентство сделало своим главным подрядчиком в рамках лунной гонки. И вред, который она нанесет спутнику Земли, будет несравним с последствиями взлетов «Аполлонов».
Речь идет прежде всего о выбросах из сопел поднимающихся с поверхности Луны ракет. Согласно расчетам команды ученых, поднятый таким образом антропогенный «шлейф» может покрыть области с постоянной тенью более чем десятью тоннами загрязненной Н2О. Из-за чего находящийся там водяной лед будет радикально загрязнен и безвозвратно потерян для науки. Не говоря уже о том, чтобы использовать его, к примеру, в качестве источника воды для космонавтов.
«Аполлоны» с этой точки зрения вели себя по отношению к лунной экосистеме более чем щадяще: во-первых, они прилунялись далеко от южного полюса, а во-вторых, количество выброшенной ими воды составило не более 1% от находящейся в округе. О том, чтобы за четыре посадки распылить объем Н2О, равный всем обнаруженным до сих пор залежам, не было и речи. Даже с учетом установленного в ходе моделирования факта, что около 20% воды попадает в затененные южные кратеры из более высоких широт.
Таким образом, «Старшипы», вероятно, смогут доставить людей на Луну, но, если не принять соответствующих мер, они навсегда поставят крест на целой отрасли науки, занимающейся изучением единственного естественного земного спутника.
Вероятность же того, что Маск, славящийся своим демонстративным пренебрежением к экологии (несмотря на ряд судебных процессов), предпримет эти меры, остается крайне низкой. Единственную надежду ученые возлагают на то, что НАСА примет это во внимание и окажет воздействие на своего главного подрядчика. Или что губительные для науки последствия станут очевидны после первой, «пробной» посадки Starship на спутник Земли — если изучить их с помощью луноходов, таких как VIPER.