Обнаружена сверхлегкая черная дыра
Наука

Обнаружена сверхлегкая черная дыра

23 сентября 2024 года, 13:23

Почти в шести тысячах световых лет от Земли китайские астрономы заметили звезду, которая ведет себя крайне странно — словно кружась в танце с невидимым партнером. Природа этого партнера неясна, но, вероятно, это тот самый объект, который может привести ученых к раскрытию «загадки разрыва масс» — умеренного веса черная дыра.

Пройдя Главную последовательность и подойдя к концу своего жизненного цикла, звезда имеет три возможных «конца» — это белый карлик, нейтронная звезда или черная дыра. Проблема в том, что нейтронные звезды тяжелее 2,3 масс Солнца, согласно расчетам, не могут существовать. А известные черные дыры не бывают легче пяти.

Этот самый вопрос — во что превращаются объекты массой от 2,3 до 5 масс Солнца — и не дает покоя астрономам. Но, по всей видимости, его скоро удастся разрешить — благодаря обзору телескопа «Гея», китайским астрофизикам и звезде, обнаруженной в 5825 световых годах от Земли.

Красный гигант под названием G3425 выглядит довольно заурядным и имеет достаточно скромную массу в 2,7 солнечных. Сложность в том, что звезда эта явно не одинока: она вращается вокруг некоего центра масс по очень длинной траектории (один оборот занимает 880 дней).

По всем признакам, рядом с ней должен быть другая звезда, примерно в 3,6 раза тяжелее Солнца. Но ее не видно — ни в оптическом, ни в инфракрасном, ни в каком-либо другом «базовом» диапазоне. Самая убедительная гипотеза гласит: загадочный невидимый объект — черная дыра. Причем той самой массы, которая идеально укладывается в до сих пор существующий «провал».

Китайским астрономам, которые заметили G3425, это показалось интригующим. Они задействовали собственный телескоп под названием LAMOST (Large Sky Area Multi-Object Fibre Spectroscopic Telescope — Большой многоцелевой спектроскоп для наблюдения обширных районов неба), чтобы уточнить параметры орбиты G3425.

Эта последняя, к удивлению ученых, получилась практически круговой, а не эллиптической, что указывает на многолетнюю стабильность данной двойной системы. Разумеется, наблюдения с помощью LAMOST пока лишь стартовали, но день, когда очередная загадка будет окончательно разрешена, неумолимо приближается.