Получены первые в истории снимки экзопланеты
Наука

Получены первые в истории снимки экзопланеты

15 октября 2024 года, 10:35

С помощью космического телескопа «Уэбб» астрономам удалось сделать то, что считалось абсолютно невозможным: получить снимок планеты за пределами Солнечной системы методом прямого наблюдения. Причем успели они фактически «в последний момент» — в ближайшее время планета скроется от любого взгляда с Земли, возможно, на целое десятилетие.

Планета AF Leporis b уникальна сразу по многим параметрам. Во-первых, она довольно молода — всего 23 миллиона лет (то есть примерно в 200 раз младше Земли). А во-вторых, она, обладая диаметром всего на 20% больше, чем у Юпитера, была напрямую замечена сверхсовременным телескопом. Это резко отличает ее от тысяч планет, открытых методом транзита, или сотен, обнаруженных через расчеты радиальной скорости звезды-хозяина.

При этом ее масса лишь в 3,2 раза больше, чем у крупнейшего газового гиганта в Солнечной системе. Находясь на расстоянии 88 световых лет, даже для «Уэбба» она выглядит не более, чем точкой. К тому же она вращается близко к звезде, из-за чего в инфракрасном диапазоне два космических тела почти сливаются.

Но астрономы решили использовать представившийся им шанс и все-таки сделать ее снимок — несмотря на то, что, по их признанию, «AF Leporis b находится прямо на границе обнаружения». Решающим преимуществом «Уэбба» стал его коронограф — специальный прибор, позволяющий блокировать свет от звезды. Благо, AF Leporis b благодаря своему юному возрасту и сама сияет достаточно ярко.

Однако действовать ученым пришлось чрезвычайно быстро: дело в том, что на один оборот вокруг светила эта экзопланета тратит 25 земных лет. И уже очень скоро она подойдет к нему на такое расстояние, что даже коронограф бессилен будет помочь. Это значит, что астрономам пришлось бы еще десяток лет ждать появления планеты с другой стороны от звезды.

И ученые выиграли эту «гонку со временем»: результатом стали целых два снимка, демонстрирующие движение AF Leporis b в динамике. Благодаря им удалось вскрыть несколько подробностей, касающихся структуры и химического состава планеты: например, характеристики ее атмосферы. Чрезвычайно интересной деталью оказались активные конвекционные потоки, пронизывающие атмосферу. Неудивительно, что исследователи полны энтузиазма: «Это предвещает захватывающую работу, которую мы увидим в ближайшие годы. Многое еще впереди!».