Китай вслед за NASA нанесет удар по астероиду для защиты Земли
Проекты

Китай вслед за NASA нанесет удар по астероиду для защиты Земли

8 июля 2024 года, 13:01

Вслед за NASA «атаковать» астероид собирается Китай. В Поднебесной готовят аппарат, который столкнется с небольшим небесным телом и попытается таким образом изменить его траекторию. Это позволит отработать механизм защиты Земли в случае, если в сторону нашей планеты будет направляться опасный объект.

Группа китайских исследователей в своей новой работе заявляет, что испытательный полет аппарата, который пока не получил официального наименования, должен состояться до 2030 года. Целью станет астероид диаметром около 30 метров под названием 2015 XF261. Ранее исследователи предлагали «ударить» другой астероид – 2019 VL5. Окончательно утвердить объект, который станет мишенью, планируется ближе к запуску. Его сроки зависят от характеристик объекта, задач и готовности космического аппарата. Осуществить запуск, по предварительным данным, планируется с помощью ракеты-носителя «Чанчжэн-3B».

По словам авторов работы, в проекте будут использоваться два зонда: один будет наблюдать, а второй – ударять. Предполагается, что первый, так называемый «наблюдатель», прибудет к астероиду первым и будет кружить вокруг него, изучая объект в течение 3-6 месяцев. Затем на место прибудет второй, «ударный» аппарат и контролируемо столкнется с космическим камнем. После этого первый будет изучать последствия произошедшего в течение примерно года.

Основной задачей станет экспериментальный удар по астероиду и наблюдение за его последствиями. Однако, помимо этого, среди целей китайских исследователей также обозначено изучение эволюции, происхождения и истории орбитальных перемещений выбранного астероида, включая любые возможные столкновения с планетами. Интересно ученым изучить и сам астероид – его размеры, форму, состав, внутреннюю структуру, тепловое излучение и наличие летучих веществ, оценить орбиту, массу, плотность и материал поверхности. Все это могло бы дать ключ к пониманию происхождения и эволюции не только одного небесного тела, но и всей Солнечной системы.

В состав полезной нагрузки космического аппарата войдут спектральные и лазерные 3D-детекторы, цветные камеры, радары и анализаторы пыли и твердых частиц. Спектрометр и лазеры помогут определить состав и классифицировать астероид. Цветные камеры высокого разрешения будут использоваться для наблюдения особенностей поверхности небесного тела, а также для помощи в выборе точки, где произойдет столкновение.

Подобный эксперимент уже проводило NASA в 2022 году, когда космический аппарат DART целенаправленно столкнулся с астероидом Диморф и изменил траекторию его движения. Таким способом американское агентство пыталось проверить, можно ли искусственно изменить направление небесного тела, чтобы, например, предотвратить его столкновение с Землей. И это действительно удалось сделать: предварительный анализ показал, что орбита вокруг Дидимоса, по которой вращается Диморф, отклонилась. Изменилась и сама форма астероида — теперь он скорее напоминает дыню.

Посмотреть на последствия столкновения в октябре текущего года отправится космический аппарат Hera («Гера»), разработанный Европейским космическим агентством (ЕКА). Его «путешествие» займет два года — за это время он пролетит мимо Марса, чтобы набрать скорость и увидеть его спутник Деймос. Ожидается, что зонд достигнет двойной астероидной системы Дидим — Диморф в октябре 2026 года.