ЕКА испытало систему навигации зонда Hera перед его полетом к астероиду Диморф
Технологии

ЕКА испытало систему навигации зонда Hera перед его полетом к астероиду Диморф

31 мая 2024 года, 12:54

Европейское космическое агентство (ЕКА) проводит серию заключительных испытаний перед запуском космического аппарата Hera («Гера»), запланированным в октябре этого года. Зонд отправится исследовать астероиды Дидим и Диморф. Последний пережил плановое столкновение с космическим аппаратом NASA в 2022 году. Европейская Hera должна будет посмотреть, к чему это привело.

Точная копия аппарата Hera сейчас проходит серию предполетных испытаний в Испании и Германии. В частности, специалисты проверяют системы наведения, навигации и контроля. Так, на предприятии компании GMV в Мадриде инженеры виртуально отработали маневры по сближению зонда с моделью астероида.

«Система для этапа межпланетного перелета Hera, которая является наиболее важной для подготовки к запуску, в настоящее время полностью протестирована с использованием реальной летной модели космического корабля <…> Сейчас мы разрабатываем систему для следующего этапа сближения, когда космический аппарат сначала приблизится к паре астероидов на расстояние до 30 км, а затем значительно ближе вплоть до 1 км», — рассказал инженер ЕКА Хесус Гил Фернандес.

Основная задача аппарата Hera — посмотреть, что произошло с астероидом Диморф, в который врезался зонд DART в сентябре 2022 года. Удар был запланированным: таким способом американское агентство пыталось проверить, удастся ли искусственно изменить траекторию движения небесного тела, например, чтобы при необходимости предотвратить его от столкновения с Землей. NASA действительно удалось это сделать — предварительный анализ показывает, что орбита вокруг Дидимоса, по которой вращается Диморф, отклонилась. Изменилась и сама форма астероида — теперь он напоминает дыню.

При этом зонд Hera будет автономным — то есть ему придется самостоятельно преодолеть путь до двойной астероидной системы, после чего приблизиться к своим целевым объектам. В этом ему будет помогать та же технология, которая используется в беспилотных автомобилях. Основная камера на борту станет «глазами» аппарата — она сможет отличать астероиды от звезд или других объектов. Затем изображения будут сопоставляться с другими данными, чтобы понять, где находится зонд. Одновременно полученные снимки будут использоваться для научных целей.

Запустить аппарат Hera планируется в октябре этого года с помощью ракеты-носителя Falcon 9 компании SpaceX. Ожидается, что его «космическое путешествие» займет два года — за это время он пролетит мимо Марса, чтобы набрать скорость и увидеть его спутник Деймос. Он должен достигнуть двойной астероидной системы Дидим — Диморф в октябре 2026 года.