Ударный зонд DART придал астероиду Диморф форму дыни
На орбите

Ударный зонд DART придал астероиду Диморф форму дыни

22 марта 2024 года, 08:38

Космический аппарат DART, который два года назад «атаковал» околоземный астероид Диморф, изменил не только траекторию его движения, но и форму. В конце февраля ученые заключили, что столкновение с ударным зондом привело к значительному разрушению поверхности Диморфа, который теперь представляет собой конгломерацию обломков. В новом же исследовании раскрываются подробности произошедшего: по словам специалистов, астероид приобрел форму трехосного эллипсоида, напоминающего продолговатую дыню.

О том, что же стало с астероидом Диморф после того, как в него врезался космический аппарат DART, рассказали специалисты Лаборатории реактивного движения (JPL) NASA. Их исследование, опубликованное в Planetary Science Journal, основывалось на данных из трех источников. Первым послужил сам ударный зонд, делавший снимки Диморфа по мере приближения к нему. Благодаря этим кадрам ученые смогли точно измерить расстояние между небесным телом и более крупным астероидом Дидим, вокруг которого оно вращается, и выявить физические параметры Диморфа до столкновения.

Второй источник данных — 70-метровый планетный радар GSSR обсерватории Голдстоуна в Калифорнии, оценивавший положение и скорость обоих астероидов. Он посылал радиоволны, которые отражались от Диморфа и Дидима и возвращались на Землю. Однако наиболее ценные данные предоставили наземные телескопы, расположенные по всему миру и измерявшие кривую блеска двух астероидов (как отражающийся от поверхности астероидов солнечный свет меняется с течением времени). Это позволило определить, как столкновение повлияло на траекторию движения и форму Диморфа.

Как показал анализ всех данных и моделирование, после удара астероид начал движение по вытянутой орбите, а не круговой, как раньше. Кроме того, период обращения сократился на 33 минуты и 15 секунд, причем эти изменения происходили не мгновенно. Сначала период его обращения уменьшился на 32 минуты и 42 секунды, а потом еще на 33 секунды из-за потери каменистого материала. В результате расстояние между Дидимом и Диморфом сократилось на 37 метров.

Что же касается формы, то Диморф превратился в трехосный эллипсоид и теперь напоминает продолговатую дыню. Кроме того, исследование JPL подтвердило более раннее предположение о том, что структура астероида представлена «кучей обломков», слабо связанных между собой. В конце февраля другая группа исследователей пришла к выводу, что Диморф представляет собой конгломерацию обломков, примерно на 35% состоящую из пустот. Столкновение с зондом DART привело к значительному разрушению его поверхности и кардинальному изменению формы астероида.

Ударный зонд DART был запущен в ночь на 24 ноября 2021 года на ракете-носителе Falcon 9 компании SpaceX в рамках совместного проекта Европейского космического агентства и NASA под названием Aida. Программа предполагала отправку к астероиду Дидим двух зондов, чтобы проверить возможность изменения траектории небольшого, но потенциально опасного для Земли космического тела. Первый аппарат DART управляемо врезался в небесное тело 26 сентября 2022 года, а второй — Hera — достигнет объекта в 2026-м и изучит последствия столкновения.