Firefly провела первый пуск ракеты Alpha в этом году
Запуски

Firefly провела первый пуск ракеты Alpha в этом году

4 июля 2024 года, 06:59

Частная аэрокосмическая компания Firefly провела первый в этом году запуск своей малой ракеты Alpha. На ее борту находилось восемь кубсатов, разработанных студентами разных университетов и специалистами NASA. Все спутники успешно выведены на солнечно-синхронную орбиту. Ракета должна была отправиться в полет еще 2 июля, но попытка была отложена из-за проблем с наземной поддержкой запуска.

Ракета-носитель Alpha стартовала с площадки SLC-2W базы Космических сил США «Ванденберг» в Калифорнии в четверг, 4 июля, в 07:04 мск. В рамках полета, получившего обозначение Noise of Summer («Шум лета»), она доставила на солнечно-синхронную орбиту восемь спутников формата «кубсат». Их развертывание в космосе должно было состояться через 44 минуты после старта и занять около 10 минут.

Для Firefly это был первый запуск в нынешнем году и пятый за все время. До конца года компания хочет осуществить еще около трех стартов. Отмечается, что в ходе сегодняшнего запуска вторая ступень ракеты Alpha вышла на расчетную орбиту, но пока подтверждено развертывание семи полезных нагрузок — судьбу одного из кубсатов пока еще выясняют.

Среди полезных нагрузок — 6-юнитовый (6U) кубсат CatSat, который был создан студентами из Университета Аризоны. Его основное предназначение обеспечивать любительскую радиосвязь и развернуть надувную широкополосную антенну. Благодаря камерам, размещенным на борту, он будет делать снимки Земли в высоком разрешении, а также наблюдать за ионосферой. Срок его службы составит полгода.

Помимо него, осуществлять любительскую радиосвязь будет и кубсат 3U Serenity от компании Teachers in Space. Для этого его оснастили датчиками и камерой — последняя, в частности, будет отправлять данные на Землю. Примечательно, что это уже третья попытка ракеты Alpha вывести данный спутник на орбиту. Первый кубсат был потерян в 2021 году во время первого неудачного пуска «Альфы», второй — в 2022 году, когда та же самая ракета вышла не на ту орбиту.

Что же касается сегодняшнего запуска, то на солнечно-синхронную орбиту также отправился спутник KUbe-Sat-1 формата 3U. Его разработали в Университете Канзаса и оснастили тремя научными приборами. Один из них — детектор первичных космических лучей. Последние представляют собой высокоэнергетические частицы, перемещающиеся по космосу и достигающие земной атмосферы почти со скоростью света. Также KUbe-Sat-1 несет прибор для измерения очень высокой частоты космических лучей (чтобы выяснить, как они взаимодействуют с атмосферой), а также камеру для съемки Земли.

Кроме того, ракета Alpha вывела на орбиту 3-юнитовый кубсат MESAT1 от трех школ штата Мэн и два 6U кубсата R5 S2-2.0 и R5 S4, которые должны продемонстрировать применение в космосе недорогих двигателей ориентации на холодном газе и азоте. Эти два спутника были разработаны Космическим центром имени Линдона Джонсона при NASA.

В свою очередь Университет штата Вашингтон предоставил для запуска 2U кубсат SOC-i, который оснащен солнечным датчиком, камерой от компании 4D Systems, тремя магнитометрами и тремя гироскопами. Его задачи по большей части прикладные: отработать экспериментальную схему управления ориентацией на орбите. Также на основе этого спутника будут обучать студентов.

Еще одной полезной нагрузкой «Альфы» выступил 6-юнитовый спутник TechEdSat 11 (TESS-11) от Исследовательского центра Эймса. Его предназначение — отработать сход с орбиты при помощи «зонтика», что поможет увеличить площадь и обеспечить более быстрое перемещение. В ходе предстоящего эксперимента «зонтик» будут также контролировать с Земли, поэтому в будущем, если все пройдет успешно, эту технологию можно использовать для возвращения грузов с орбиты.

Ранее стало известно, что два немецких разведывательных спутника SARah-2 и SARah-3, которые были запущены более полугода назад, оказались неисправными. Специалисты не смогли развернуть их антенны на орбите.