Без него ракеты не летали: 115 лет создателю космической связи Михаилу Рязанскому
Космический архив

Без него ракеты не летали: 115 лет создателю космической связи Михаилу Рязанскому

5 апреля 2024 года, 11:32

Михаил Рязанский, которому 5 апреля исполнилось бы 115 лет, входил в легендарный Совет главных конструкторов, возглавляемый Сергеем Королёвым, где отвечал за управление ракетами и космическими аппаратами, получение, передачу и обработку телеметрической информации. Без радиотехнических средств, разработанных в НИИ-885 под руководством Рязанского, не летала ни одна советская ракета.

Полковник М.С. Рязанский, Германия, 1946 год
1 / 6
Полковник М.С. Рязанский, Германия, 1946 год

Михаил  Сергеевич Рязанский всю жизнь проработал в условиях жесточайшей секретности. Единственной известной его публикацией, и то в соавторстве и под псевдонимом «М.С. Михайлов», была статья о полете советских автоматических станций к Марсу. До сих пор о роли этого выдающего ученого в освоении космоса было мало известно...

Связь с "Красиным"

Родился Михаил Рязанский 5 апреля (23 марта по старому стилю) 1909 года в Санкт-Петербурге, но детство провел в Баку, где его отец работал секретарём в конторе нефтяных промыслов Альфреда Нобеля. В 1923 году семья Рязанских переехала в Москву, где Михаил стал работать электромонтером в Обществе друзей радио при Московском комитете комсомола. В школьные годы он увлёкся радиоделом, а позже стал коротковолновиком-любителем.

В 1928 году Михаил Рязанский первым установил радиосвязь с ледоколом «Красин», который шёл спасать экспедицию Умберто Нобиле, дирижабль «Италия» которой потерпел катастрофу после пролета над Северным Полюсом.  

В том же году Общество друзей радио откомандировало Михаила в Нижний Новгород, где он стал работать старшим лаборантом, заведующим антенным полигоном в ведущем радиоцентре страны - Нижегородской радиолаборатории им. В.И. Ленина.

В 1931 году стал кандидатом в члены ВКП (б) и в том же году он поступил в Ленинградский электротехнический институт (ЛЭИ). Одновременно Рязанский работал в Особом техническом бюро (Остехбюро), где занимается разработкой радиоприёмников для Военно-морского флота СССР. Учебу и интересную работу прервал туберкулёз и Михаил был вынужден сменить климат и перебраться в Башкирию, где на предприятии Ишимбайнефть работал его отец. Благодаря меду, кумысу и заботе родителей болезнь отступила. В 1934 году он перевелся из ЛЭИ в Московский энергетический институт и продолжил работу в московском филиале Остехбюро.

Война, встреча в Германии с Королевым и создании НИИ-885 - будущего ОАО "Российские космические системы"

В 1935 году Михаил Рязанский защитил диплом по секретной теме «Система специального радиооповещения». Работая в московском Остехбюро, а затем в выделившемся из него НИИ-20, инженер Рязанский занимался радиоуправлением танков, самолетов и торпедных катеров, позднее авиационными радиостанциями.

В разгар Великой Отечественной войны, в 1943 году, 34-летний Михаил Рязанский получил Сталинскую премию (в составе группы) и орден Красной Звезды за создание первого советского радиолокатора «Пегматит», который был принят вооружение Красной армии и производился серийно.

В 1945 году Рязанского направили во главе группы специалистов НИИ-20 в Германию для изучения немецких систем управления раками V-1 и V-2 (A-4). Там судьба его свела с Сергеем Королёвым, Николаем Пилюгиным, Валентином Глушко и другими конструкторами, которые позже неформально объединились в знаменитый Совет главных конструкторов.

13 мая 1946 года вышло постановление Совета Министров СССР одним из пунктов которого было «Создание научно-исследовательского института с проектно-конструкторским бюро по радио и электроприборам управления дальнобойными и зенитными реактивными снарядами», как головного предприятия по системам управления ракет.

НИИ и ПКБ по радио и электроприборам управления дальнобойными и зенитными реактивными снарядами неоднократно менял название: НИИ специальной техники, НИИ-885, предприятие п/я 2427, п/я Г 4149, НИИ приборостроения, НПО «Радиоприбор», ФГУП Российский НИИ космического приборостроения и, наконец ОАО «Российские космические системы», существующее поныне.

Михаил Рязанский возглавил группу по созданию НИИ-885 и стал его главным инженером. Когда произошла очередная реорганизация и институт получил название «НИИ специальной техники», Михаил Сергеевич назначен его главным инженером и одновременно Главным конструктором автономной системы управления полетом для ракеты Р-1 и комбинированной системы управления ракеты Р-2, разрабатываемых в ОКБ-1. Весь дальнейший путь Рязанского связан с этим институтом, за исключением короткого периода с 1951 по 1953 год, когда он работал заместителем директора НИИ-88 Министерства вооружения, а затем начальником Главного управления и членом коллегии этого министерства.

От "бип...бип..." первого спутника до фотографий поверхности Марса и Венеры

В 1953 году Михаил Рязанский вернулся в НИИ-885 на должность заместителя директора по научной работе, а в 1955 году - директора и главного конструктора, пребывая на этом посту в течение последующих десяти лет.

В 1956 году за создание комбинированной системы управления стратегической ракеты средней дальности Р-5М Рязанский удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Для первого спутника в НИИ-885 под руководством Рязанского (разработчик Вячеслав Лаппо) был разработан радиопедатчик. Тогда никто не мог сказать, какими техническими параметрами должен он обладать, ведь в космос еще никто не летал. Но интуиция Рязанского, умение и смекалка Лаппо не подвели. 4 октября 1957 года весь мир слушал знаменитое «бип… бип…» из космоса.  

Система управления с наземных пунктов ракетой-носителем Р-7 (8К71), которая вывела на орбиту первый спутник, тоже разрабатывалась под руководством Рязанского. В 1961 году с помощью ракеты-носителя 8К72К был осуществлен запуск первого в мире пилотируемого корабля «Восток». На активном участке полета управление осуществлялось с помощью комбинированной системы управления тоже разработки НИИ-885. В 1963 году из НИИПа (бывший НИИ-885) выделился НИИ автоматики и приборостроения, который возглавил Николай Пилюгин, долгие годы работавший под руководством Рязанского.

Несмотря на потерю части коллектива фронт работ НИИП стал расширяться: управление полетом пилотируемых кораблей, космических аппаратов по исследованию Луны и дальнего космоса. Появились оптико-лазерная тематика для системы контроля космического пространства, космическая навигация, геодезия и картография, космическая связь и ретрансляция информации, дистанционное зондирование Земли. Разрабатывался наземный автоматизированный комплекс управления, международная система КОСПАС-SARSAN по спасание терпящих бедствие судов и самолетов и др. И по каждому из этих направлений коллективу Рязанского приходилось решать новые задачи.

С помощью разработанной в институте Рязанского аппаратуры были получены первые снимки Луны автоматическими станциями «Луна-3» и «Луна-9», созданы система и центр управления «Луноходом-1» и «Луноходом-2»; разработана бортовая радиопередающая аппаратура, благодаря которой были получены фотопанорамы поверхности Венеры (и это при температуре +500°С и давлении около 90 атмосфер!!!), а также снимки Марса. Для передачи и приема информации с межпланетных станций в Евпатории и Уссурийске были созданы уникальные радиокомплексы с 70 метровыми антеннами П 2500.  

Многие коллеги Михаила Сергеевича отмечали, что он принимал принципиальные решения быстро, без проволочек. В 1962 году инженер В.П. Васильев пришел к Рязанскому с рукописным наброском, в котором предлагал начать разработку лазерного гироскопа. Михаил Сергеевич сразу оценил перспективность этого направления и, несмотря то, что был готов лишь «сырой» черновой набросок, тут же поехал с ним в министерство и вернулся оттуда с принятым решением о начале крупномасштабной работы по лазерной тематике. В результате институт стал головным по разработке лазерных систем для ракетно-космической отрасли. Были созданы уникальные бортовой и наземный лазерные дальномеры, квантово-оптическая система на горе Майданак. В 1995 году на базе лазерного отделения был создан Научно- исследовательский институт прецизионного приборостроения.

Телетрансляция Олимпиады-80 и слежение за американцами на Луне

За полтора года до открытия Олимпиады-80 в Москве министр общего машиностроения Сергей Афанасьев поставил задачу создать радио-ретранслятор для телепередачи репортажей с мест событий. Эта задача была решена. Был создан радиотелеретранслятор «Горизонт», который успешно отработал во время олимпиады и функционирует до сих пор.  

Наконец, институт Рязанского камня на камня не оставил от гипотез о том, что американцы не высаживались на Луне. Ветеран "Российских космических систем" Евгений Молотов, в то время технический руководитель направления по дальнему космосу вспоминал: «В 1967 году секретарь ЦК КПСС Устинов дал поручение главному конструктору НИИ-885 Рязанскому создать специальный контрольный радиокомплекс для приема сигналов с кораблей «Аполлон». Уже в ноябре 1968 года этот комплекс был развернут на НИП-10 в Симферополе на базе 32-метровой антенны ТНА-400. С его помощью с декабря 1968 по ноябрь 1969 года велось слежение и принималась информация с «Аполлона-8, -10, -11 и -12».

Все принципиальные вопросы проектирования Рязанский всегда держал под пристальным вниманием, но без мелочной опеки, лично участвовал в решении сложных задач, проявляя при этом неординарность мышления и изобретательность.

С 1965 по 1986 годы Михаил Рязанский работал заместителем директора РНИИ КП по научной работе, оставаясь Главным конструктором предприятия.

Заложенные при Рязанском основы систем радиообеспечения пилотируемых космических программ дали возможность разработать аппаратуру для долговременных орбитальных станций «Мир» и МКС.

Михаил Сергеевич был очень скромным человеком, никогда не выставлял напоказ свои регалии и награды, а их было немало. Заслуги Михаила Рязанского высоко оценены государством. Ему присвоено звание Герой Социалистического Труда. Он награжден пятью орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, семью медалями. Ему присуждены Сталинская, а позже и Ленинская премии.  В 1958 году он был избран членом-корреспондентом АН СССР — так был отмечен его вклад в дело создания первых искусственных спутников Земли.

Его внук Сергей Рязанский – космонавт, Герой Российской Федерации, совершил два космических полета - вспоминал: «Дед очень много работал, времени на общение с нами у него почти не было. Помню, как он рассказывал мне о теории Большого взрыва, не вдаваясь в детали, понимая, что я еще маленький. В семье к деду относились с глубочайшим уважением. Вечером родители кормили нас с сестрой, а сами за стол не садились – ждали, когда с работы придет дедушка, чтобы вместе с ним поужинать».

Скончался Михаил Рязанский 5 августа 1987 года. Похоронен на Новом Донском кладбище.