На Сатурне обнаружили глобальный энергетический дисбаланс
Наука

На Сатурне обнаружили глобальный энергетический дисбаланс

19 июня 2024 года, 13:30

Сатурн, казалось бы, уже довольно неплохо изученный специалистами, неожиданно преподнес новую загадку, которая может перевернуть часть представлений о газовых гигантах. А точнее, об их климате (цепляя также планетологию и эволюцию). Тем более удивительно, что эти данные были получены еще в начале текущего тысячелетия зондом «Кассини», и лишь сейчас дождались своих исследователей.

Планеты большинства типов (в том числе Земля) получают энергию преимущественно от своей звезды — в виде излучения всех диапазонов, после чего теряют ее в форме тепла. Но газовые гиганты не таковы: они всегда прогреваются равномерно благодаря внутренним процессам, которые и формируют их уникальную структуру и климат. Солнечный свет же оказывает на них минимальное воздействие, не приводя к каким-либо сезонным перекосам. По крайней мере, так считалось.

Однако теперь, когда команда ученых подвергла пересмотру старые данные, добытые зондом «Кассини», устоявшееся представление неизбежно придется пересмотреть. Ведь на Сатурне со всей четкостью был выявлен заметный энергетический дисбаланс в сезонном масштабе. Что стало первым такого рода явлением, зарегистрированным на газовом гиганте.

Судя по всему, температурный перекос обусловлен большим эксцентриситетом орбиты второй по массе планеты Солнечной системы. В перигелии она почти на 20% ближе к звезде, чем в афелии (наиболее удаленной от нее точке). По всей видимости, именно это приводит к колебаниям количества поглощаемой солнечной энергии, которые внезапно приобрели в глазах исследователей гигантский масштаб.

По всей видимости, именно этот энергетический дисбаланс и вызывает грандиозные шторма на Сатурне, которые здесь являются доминирующим типом погоды. К слову, у Земли эксцентриситет орбиты гораздо меньше. Но ученые, базируясь на сведениях о Сатурне, уже предположили, что на некоторые климатические явления нашей планеты сближение с Солнцем может оказывать гораздо более сильное воздействие, чем считалось ранее.

«Это не только даёт нам совершенно новое представление о формировании планет и их эволюционном развитии, но и радикально меняет всю парадигму нашего мышления о планетарной науке и науке об атмосфере», — заявил один из ведущих авторов исследования, профессор Ли Мин Ли.

Теперь Ли и его коллеги «нацелились» на двух соседей Сатурна — Уран и Нептун — чтобы проверить, как обстоят дела с энергетическим балансом там. Это особенно актуально, учитывая, что на Уран в следующем десятилетии должен будет отправиться первый (одноименный) исследовательский аппарат. Возможно, большую часть сведений о погоде в Солнечной системе нам еще только предстоит узнать.