Китай провел первые огневые испытания двигательной установки для лунной ракеты
В Китае успешно прошли первые огневые испытания двигательной установки первой ступени ракеты-носителя «Чанчжэн-10», которая должна будет доставить тайконавтов на Луну к 2030 году. Прожиг трех кислородно-керосиновых двигателей YF-100K, установленных на стендовом макете первой ступени диаметром пять метров, прошел в штатном режиме, впереди — еще несколько этапов тестов.
Во время теста, который проводился 14 июня на территории 101-го научно-исследовательского института (также известного как «Пекинский институт экспериментальных аэрокосмических технологий», открытого в 1958 году и входящего в Шестую Академию CASC), двигатели отработали штатно, все параметры были в норме, сообщили в Китайской академии технологии ракет-носителей (CALVT). В официальном сообщении агентства «Синьхуа» тест назван «крупнейшим испытанием двигательной установки, которое проводилось на сегодня при разработке китайской ракеты-носителя».
Во время него три двигателя YF-100K включились одновременно, а тяга достигла 382 тонн. Тем не менее наблюдатели отмечают, что это далеко не первый случай прожига YF-100K (огневые стендовые испытания насчитывают сотни включений этого двигателя в самых разных условиях) и не первый случай одновременной работы более одного YF-100K. Так, в частности, в апреле 2023 года проведены включения четырех YF-100K одновременно общей тягой более 500 тонн в интересах разработки ракеты-носителя CZ-12, которая должна дебютировать в этом году.
Это — первые стендовые испытания связки более чем одного YF-100K, напрямую связанные с лунной ракетой CZ-10. Предприятие-разработчик отмечает, что успешные огневые тесты позволяют продвинуться к новому этапу разработки, который предполагает наземные испытания полномасштабных блоков ракеты-носителя. В ближайшее время специалисты проведут второе испытание двигательной установки для проверки других условий эксплуатации.
Трехступенчатая «Чанчжэн-10» достигает 92,5 метра в высоту. Ее стартовая масса — около 2189 тонн, тяга при старте — около 2678 тонн. Первая ступень включает три блока (как Falcon Heavy), на каждом из которых установлено по семь двигателей YF-100K. Ракета сможет выводить около 27 тонн на траекторию полета «Земля — Луна», что практически эквивалентно американской SLS (Space Launch System), разработанной NASA для полетов на Луну по программе Artemis.
Ведется также разработка другого носителя на основе «Чанчжэн-10». Это будет двухступенчатый многоразовый вариант (по типу Falcon 9) без ускорителей, с укороченной первой ступенью и предназначенный для доставки астронавтов и грузов на китайскую космическую станцию «Тяньгун». Ракета будет высотой 67 метров со стартовой массой 740 тонн, стартовой тягой около 892 тонн и грузоподъемностью для вывода на околоземную орбиту не менее 14 тонн.
Летные испытания околоземного варианта «Чанчжэн-10» должны начаться в 2025 году, лунного варианта — в 2027 году. КНР планирует осуществить первую высадку китайских космонавтов на Луну к 2030 году. Ожидается, что пилотируемый корабль «Мэнчжоу» и посадочный модуль «Ланьюэ» будут запущены к естественному спутнику Земли за два пуска ракет «Чанчжэн-10». Они должны будут состыковаться на окололунной орбите, после чего два члена экипажа перейдут на борт «Ланьюэ» и совершат посадку на поверхность Луны.
После завершения всех задач на поверхности они должны будут вновь выйти на окололунную орбиту, состыковаться с «Мэнчжоу» и вернуться на Землю. Подробные характеристики пилотируемого корабля и лунного посадочного аппарата пока не разглашаются. Известно, что они будут стартовать с космодрома Вэньчан в провинции Хайнань.