Через тернии к звездам: как проверяют космические корабли перед стартом к МКС
Технологии

Через тернии к звездам: как проверяют космические корабли перед стартом к МКС

20 июня 2025 года, 11:42

Специалисты Роскосмоса завершили заводские контрольные испытания нового грузового корабля «Прогресс МС-32». Он прошел основные этапы — от тестов бортовых систем до проверки на герметичность — и теперь направляется на космодром Байконур для дальнейшей подготовки к старту.

Транспортный грузовой корабль «Прогресс МС-32», изготовленный в Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» имени С. П. Королева, прошел цикл проверок, включающий, в частности, автономные испытания бортовых систем, серию электрических тестов служебного оборудования и аппаратуры, а также комплексные пневмовакуумные и приемосдаточные испытания.

Как отметили в пресс-службе Роскосмоса, все тесты прошли успешно. Специалисты погрузили «Прогресс МС-32» в специальный железнодорожный вагон для отправки на Байконур. Перед этим они выполнили процедуру выходного контроля — еще раз внимательно осмотрели каждую деталь и убедились в исправности космического корабля перед долгой дорогой.

Через несколько дней он прибудет на технический комплекс космодрома, где продолжится его подготовка к запуску.

Исключить любые неисправности

Во время доставки по железной дороге на ценный груз оказывается динамическое воздействие — вибрация, тряска и другие факторы. Специалисты стараются учитывать эти риски при разработке транспортного средства. Чтобы исключить любые повреждения, после прибытия на Байконур часть испытаний ракетно-космической техники проводят снова.

Комплексные испытания космического корабля необходимы, чтобы проверить работу бортовых систем в условиях, приближенных к реальным, а также подтвердить готовность к полету. Для этого используются специализированные стенды и оборудование — они позволяют моделировать условия космического полета, максимально приближенные к реальным.

Одно из таких средств — вакуумная камера, где проходят проверки на герметичность. Это позволяет оценить механическое взаимодействие элементов «грузовика» до старта — то есть понять, как он будет себя вести в условиях космического пространства. Перед решающей проверкой на герметичность корабль подвергается вакуумной сушке. В ходе этого процесса из материалов испаряются частицы конденсата, а с поверхности корабля — остатки газа и другие вещества.

Роскосмос

Затем транспортное средство проверяют на утечки — через специальные трубопроводы внутрь отсеков и магистралей корабля подается гелий. С его помощью можно обнаружить даже мелкие трещины в стенках гермоотсеков и трубопроводов. О том, как проходят такие испытания, зачем они нужны и какой была первая вакуумная камера Pro Космос рассказал в разборе.

Еще одно помещение для испытаний кораблей — безэховая камера. Ее часто сравнивают с акустической кабиной, поскольку стены покрыты изнутри радиопоглощающим материалом, который рассеивает звуковые и электромагнитные волны, чтобы имитировать «тишину» космоса — так создается иллюзия открытого пространства. Проверки в камере нужны, чтобы подтвердить работоспособность бортовых радиосистем и понять, как радиоволны заданной частоты влияют на функционирование корабля. Таким образом, специалисты могут убедиться в электромагнитной совместимости приборов, проанализировать характеристики антенно-фидерных устройств, экранирование и подавление радиопомех. Подробнее об устройстве и задачах безэховой камеры читайте в нашем материале.

Ближайший старт — в июле

Тем временем на космодроме Байконур проходит подготовку к старту «Прогресс МС-31». Он будет запущен с помощью ракеты-носителя «Союз-2.1а» в июле. В рамках 92-го полета для снабжения запасами Международной космической станции (МКС) он доставит на орбитальный комплекс около 2,5 тонны грузов, в том числе топливо, воду, продукты питания, научное оборудование и необходимые вещи для космонавтов.

15 июня сообщалось о завершении плановой операции по контрольной засветке солнечных батарей системы бортового электропитания «Прогресса МС-31». Операция прошла в монтажно-испытательном корпусе площадки 254 космодрома Байконур. Специалисты РКК «Энергия» выполнили штатное развертывание секций фотоэлементов и провели их облучение мощными светильниками. Это необходимо, чтобы проконтролировать эффективность работы солнечных батарей по преобразования световой энергии в электрическую и проконтролировать целостность электроцепей панелей. До этого космический корабль успешно прошел вакуумные испытания и проверки в безэховой камере.