В России испытали напечатанные на 3D-принтере космические двигатели малой тяги
Российские специалисты провели первые испытания двигателей малой тяги, предназначенных для космических аппаратов. Тесты прошли успешно и, как подчеркнул ректор Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Эдхам Акбулатов, подтвердили, что создание подобных изделий при помощи аддитивных технологий действительно возможно.
Непосредственным созданием двигателей малой тяги занимались сотрудники Университета Решетнева, а разработкой их конструкции — Исследовательский центр имени М. В. Келдыша. Этими изделиями предлагается оснащать космические аппараты, чтобы они могли с их помощью корректировать и стабилизировать траекторию движения. Недавние эксперименты были направлены на то, чтобы выяснить, могут ли аддитивные технологии (в частности, 3D-печать) использоваться для изготовления подобных силовых агрегатов.
Цель испытаний во многом была обусловлена самой конструкцией двигателей — ведь создать их привычными способами обработки металлов почти не представляется возможным. Все дело в том, что у этих изделий есть каналы охлаждения камеры сгорания, пояснил Акбулатов. «Испытания прошли успешно. Это подтвердило возможность изготовления таких изделий аддитивными технологиями», — заявил он, добавив, что специалисты намерены провести еще три испытания этих двигателей.
Также Акбулатов обратил внимание, что нынешние образовательные программы, которые готовят специалистов-технологов, не предполагают использования аддитивных методов производства, но в скором времени ситуация может измениться. По его словам, в Университете Решетнева в настоящее время активно работают над тем, чтобы внедрить принципы современных технологий в программы.
Сотрудничество двух организаций в области создания двигателей малой тяги началось в ноябре 2023 года, когда Университет Решетнева и Центр Келдыша подписали соглашение, которое было направлено на развитие долгосрочного, взаимовыгодного и эффективного взаимодействия сразу в нескольких сферах — по научным исследованиям, опытно-конструкторским работам и научно-практической подготовке кадров. Тогда же были проведены стендовые огневые испытания двигателя, который был изготовлен методом селективного лазерного спекания (SLM-печать).
«3D-печать — это принципиально новый подход, процесс, который надо осваивать, предлагать свои технические решения. Кроме того, нам как вузу важно готовить и специалистов, которые будут владеть основами этих технологий, иметь представление о производственном цикле, о технологиях изготовления, а главное, иметь практический опыт испытаний», — подчеркнул завкафедрой двигателей летательных аппаратов СибГУ им. М. Ф. Решетнева профессор Владимир Назаров.
Ранее на Международной космической станции впервые протестировали металлический 3D-принтер массой 180 килограммов. Испытания проводились в европейском лабораторном модуле «Коламбус». Как отметили в Европейской космическом агентстве, устройство контролируется с Земли, в то время как астронавтам необходимо лишь открыть клапан подачи азота.