Китайские астрономы нашли сразу восемь новых миллисекундных пульсаров
Наука

Китайские астрономы нашли сразу восемь новых миллисекундных пульсаров

5 июня 2024 года, 13:35

Иногда новый пульсар в Млечном Пути обнаружить труднее, чем галактику в далеких областях Вселенной. Но, по всей видимости, к китайским астрофизикам это не относится: в одном-единственном шаровом скоплении им удалось найти сразу восемь ритмично вспыхивающих сверхплотных звезд, что стало отличной демонстрацией возможностей крупнейшего в мире радиотелескопа — «Тяньян».

«Тяньян» (что в переводе означает «Небесное око») или FAST (Five-hundred-meter Aperture Spherical Telescope), чья непрерывная апертура составляет целых полкилометра, был специально создан для наблюдения наиболее высокоэнергетических объектов в звездном небе с феноменальной точностью. На этот раз точкой приложения его внимания стало шаровое скопление NGC 6517, расположенное в созвездии Змееносца на расстоянии 34,6 тысячи световых лет от Земли.

Оно считается одним из наиболее перспективных в нашей галактике мест для поиска пульсаров — обладающих чрезвычайно мощным магнитным полем и бешено вращающихся нейтронных звезд. Самые быстрые из них — с периодами вращения меньше 0,03 с — называются миллисекундными.

Именно такие скоростные пульсары в количестве восьми штук были обнаружены астрономами во главе с Дэ Цзян Инем из Университета Гуйчжоу с помощью «Небесного ока». Таким образом, популяция известных пульсаров в NGC 6517 почти удвоилась (до этого их там было найдено девять), что сделало шаровое скопление одним из трех самых «богатых» в галактике и богатейшим в поле зрения FAST.

Новооткрытые нейтронные звезды получили обозначения PSR J1801–0857K-R (или альтернативные — NGC 6517K-R, по названию скопления), причем все до единой вращаются вокруг своей оси меньше чем за 10 миллисекунд. Причем наиболее удивительно то, что все пульсары, когда-либо найденные в NGC 6517 (за исключением одного, открытого в 2011 году), являются одиночными. Хотя, согласно теоретической модели, должны рождаться в двойных системах.

Кроме того, любопытной является дисперсия пульсаров, а точнее — ее разброс, определенный астрономами как 11,2 пк/см3. По этому показателю данное шаровое скопление оказалось на втором месте за всю историю наблюдений.

Инь и его коллеги намерены продолжить наблюдения, вскрывая новые интересные факты, ведь количество загадок, связанных с миллисекундными пульсарами, пока далеко от исчерпания. Одна из главных — это их подозрительное отсутствие в центре Млечного Пути, хотя именно там, казалось бы, для них создаются все условия. Правдоподобное объяснение предложили не так давно трое астрофизиков, связав тайну исчезнувших пульсаров со смертоносным присутствием черных дыр.