Запуск корабля Starliner к МКС перенесли на 5 июня из-за новой проблемы
Запуски

Запуск корабля Starliner к МКС перенесли на 5 июня из-за новой проблемы

3 июня 2024 года, 09:56

Первый пилотируемый полет космического корабля Starliner к МКС вновь перенесли – теперь он запланирован на 5 июня. Дебютный старт уже почти месяц откладывается по разным причинам: сначала из-за проблем с дренажным клапаном ракеты-носителя Atlas V, затем – из-за утечки гелия в двигателе корабля. Во время последней попытки запуска 1 июня подвело еще и наземное оборудование.

Специалисты предприятия ULA (United Launch Alliance) — производителя ракеты-носителя Atlas V — выявили сразу две проблемы с наземной инфраструктурой стартовой площадки, они связаны с компьютерной системой. Ошибка произошла при синхронизации трех компьютеров, которые используются для предстартовой подготовки. Они должны работать в составе единой системы, но один из них вышел из строя. Вероятно, проблема была аппаратной и связана с печатной платой. Вторая неисправность также аппаратного характера, но произошла в другом месте системы. Специалисты проверяют, связаны ли между собой две поломки.

«В воскресенье элемент, содержащий неисправный наземный блок питания, был демонтирован, визуально осмотрен и заменен запасным. Никаких признаков физического повреждения обнаружено не было. Будет проведен полный анализ неисправности, чтобы лучше понять первопричину. Тем временем ULA завершила функциональную проверку нового корпуса и плат, и все оборудование работает штатно», — говорится в сообщении NASA.

Астронавты NASA Бутч Уилмор и Сунита Уильямс, которые должны отправиться к МКС на борту Starliner, сейчас находятся на карантине в Космическом центре имени Кеннеди, рядом со стартовой площадкой на мысе Канаверал во Флориде. Экипажу предстоит взойти на борт корабля, который до настоящего времени совершил лишь два полета, причем оба были беспилотные. Они проведут в автономном полете до МКС 1,5 дня, затем — шесть дней на борту станции, после чего вернутся обратно на Землю.

Starliner был готов к запуску 1 июня, однако за 3 минуты 50 секунд до старта его отменили. Следующая попытка пуска запланирована на 5 июня, запасная дата — 6 июня. Если его не удастся провести и в эти дни, носитель с кораблем со стартовой площадки переместят в ангар для замены батарей системы прекращения полета. Тогда пуск придется перенести еще на 10 дней.

Запустить космический корабль с экипажем планировали почти месяц назад – 7 мая, но тогда от пуска отказались за несколько минут до старта из-за проблемы с дренажным клапаном на второй ступени Centaur ракеты-носителя Atlas V. Во время замены неисправного клапана специалисты обнаружили еще и утечку гелия в одном из двигателей Starliner. В NASA отмечали, что она не представляет опасности, поскольку остальная часть двигательной установки герметична. По последним данным, она уменьшилась на 50%.

До этого Starliner совершил два полета на МКС, но без экипажа. Первый запуск завершился неудачей: из-за программной ошибки корабль израсходовал почти все топливо, вышел на нерасчетную орбиту, не смог добраться до орбитальной станции и состыковаться с ней. Второй полет прошел более успешно: корабль достиг МКС, состыковался со станцией и благополучно вернулся на Землю. Но и тогда были выявлены некоторые неисправности, на устранение которых инженеры потратили почти два года.

Starliner (CST-100) — частично многоразовый космический корабль для пилотируемых полетов, разработанный американской корпорацией Boeing. Он может вместить в себя до семи человек (хотя для НАСА требуется экипаж лишь из четырех астронавтов) и способен оставаться пристыкованным к МКС до семи месяцев. Ожидается, что один Starliner сможет выполнить до десяти полетов на орбитальную станцию.