«Хаббл» запечатлел яркую спираль в созвездии Волосы Вероники
Наука

«Хаббл» запечатлел яркую спираль в созвездии Волосы Вероники

28 мая 2024 года, 12:04

Под конец мая космический телескоп «Хаббл» представил один из самых красивых снимков за всю историю своей работы. Словно огромный бриллиант на шпильке, воткнутой в «пряди» Волос Вероники, сияет гигантская, но очень удаленная от нас галактика. Впервые она открывается человеческому глазу в столь фантастическом разрешении.

Волосы Вероники — единственное созвездие, названное в честь конкретной исторической личности, жены египетского царя Птолемея III Эвергета. По легенде, она отрезала свои прекрасные волосы и преподнесла их Афродите — в благодарность за дарованную ей Египту победу над империей Селевкидов.

Именно среди этих «волос», роль которых играет россыпь довольно тусклых звезд, и укрылась спиральная галактика NGC 4689. Находясь в 54 миллионах световых лет от Земли, она почти не видна невооруженным глазом и кажется просто не слишком яркой точкой.

Но благодаря «Хабблу» и свойствам его огромных линз есть возможность насладиться великолепным видом NGC 4689 во всех подробностях. Потоки непрозрачного газа напоминают лабиринт, скрывающий за собой россыпь из многих миллиардов разнокалиберных звезд.

В работе над данным снимком поучаствовал не только «Хаббл», но и «Уэбб». Однако главную роль сыграл телескоп, запущенный на орбиту больше трех десятилетий назад — при возросшей мощности и совершенстве «Уэбба» спектр его наблюдений все же несколько более ограничен.

Что особо примечательно, работа над снимком была проделана в два приема — окончательное изображение появилось на основе данных, собранных в 2019 и в 2024 годах. Сравнив предварительное изображение данной галактики (опубликованное в 2020 году) с современным, можно наглядно увидеть, какую роль в современной астрономии играют постоянно развивающиеся технологии. А кроме того, они позволяют проследить за эволюцией далекой галактики на сверхкоротком отрезке времени.