Госдума ратифицировала соглашение с Китаем о создании лунной станции
Проекты

Госдума ратифицировала соглашение с Китаем о создании лунной станции

28 мая 2024 года, 13:34

Госдума ратифицировала соглашение с правительством Китая о сотрудничестве при создании Международной научной лунной станции (МНЛС). Двусторонний договор был подписан в ноябре 2022 года. Начать строительство базы на естественном спутнике Земли планируется в 2030-х годах.

Соглашение было подписано в Москве и Пекине 25 ноября 2022 года. Правительство РФ одобрило законопроект о ратификации документа 15 марта. В пояснительной записке в документу указывается, что он отвечает интересам РФ, поскольку поспособствует «укреплению стратегического партнерства России с Китаем, развитию российской космической деятельности, закреплению ведущей роли РФ в освоении космического пространства, включая реализацию работ по исследованию и использованию Луны». Подчеркивается также, что сотрудничество двух стран позволит повысить эффективность исследований космоса и подготовить ученых и других специалистов, задействованных в этой сфере.

Согласно документу, стороны будут содействовать промышленной деятельности, связанной с созданием лунной станции. Так, например, грузы, доставка которых будет осуществляться в рамках соглашения, освободят от таможенных пошлин и налогов. Отмечается, что принятие соглашения «не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности».

Построить лунную станцию планируется в 2031-2035 годах. Вероятнее всего, ее разместят на окололунной орбите, однако рассматривается также вариант строительства на поверхности естественного спутника Земли. Основными участниками проекта станут Роскосмос и Китайское национальное космическое управление (CNSA). К ним также присоединятся партнеры из других стран. Свое участие уже подтвердили Азербайджан, Белоруссия, ОАЭ, Египет, Пакистан, ЮАР, Сербия, Азиатско-Тихоокеанская организация по космическому сотрудничеству (APSCO) и частная швейцарская компания Nano-SPACE.

МНЛС планируют создать в три этапа. Первый предполагает отправку к естественному спутнику Земли российских и китайских аппаратов для проведения исследований, определения оптимального места для размещения станции и испытания технологий для безопасной высокоточной мягкой посадки на поверхность. На втором этапе создадут центр управления станцией, на Луну попытаются доставить объемные грузы, а на окололунной орбите разместят первые модули для подачи электроснабжения, коммуникации и обеспечения транспортных услуг. Третий этап предусматривает начало освоения спутника Земли, расширение функционала модулей лунной станции и высадку космонавтов на поверхность Луны.

Как ранее сообщил глава Роскосмоса Юрий Борисов, уже началось создание ядерной энергетической установки для будущей станции, которая может быть использована как для выработки электроэнергии, так и в качестве космического буксира. Однако установку отправят на Луну не раньше 2036 года, поскольку ее сначала нужно испытать на Земле. На прошлой неделе во время встречи глав космических агентств стран БРИКС в Москве Борисов призвал международных партнеров присоединиться к разработке МНЛС и напомнил, что программа открыта для всех желающих.