Страны БРИКС объединят усилия для обеспечения безопасности в космосе
Проекты

Страны БРИКС объединят усилия для обеспечения безопасности в космосе

23 мая 2024 года, 14:47

В Москве прошел первый день встречи глав космических агентств стран БРИКС. Основной темой для обсуждения стала безопасность околоземного пространства. Глава Роскосмоса выразил обеспокоенность из-за усиления милитаризации космоса странами Запада и предложил объединить усилия государств-союзников, чтобы орбита не превратилась в зону боевых действий. В качестве одной из мер Россия предложила создать Совет по космосу.

Стремление ряда западных государств превратить космос в арену боевых действий вызывает тревогу у России, об этом заявил глава Роскосмоса Юрий Борисов на встрече глав космических агентств стран БРИКС 23 мая. Он отметил, что космос должен быть свободным от оружия и конфликтов. В связи с этим девять государств, входящие в БРИКС или являющихся кандидатами в члены – Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка, ОАЭ, Иран, Египет и Эфиопия, должны приложить совместные усилия для решения вопросов, связанных с обеспечением безопасности в космической сфере.

В частности, Россия собирается запустить в 2024 году проект системы обеспечения безопасности космической деятельности в околоземном пространстве «Млечный путь», об этом на встрече заявил исполнительный директор Роскосмоса по перспективным программам и науке Александр Блошенко. Она будет открытой и союзники по БРИКС смогут подключаться к ней через специальную информационную платформу – комплекс для международного мониторинга обстановки в космосе. При этом, страны БРИКС будут обмениваться сведениями не только о техногенных, но и о естественных явлениях в космосе: активности Солнца и галактических излучениях, траекториях движения опасных астероидов и других объектов.

«К платформе смогут подключаться как любознательные энтузиасты и астрономы-любители, так и профессиональные участники космической деятельности вплоть до региональных или национальных систем мониторинга. Партнерам будет предложено по их выбору и желанию как получать информацию, продукты, услуги, так и предлагать свои в соответствии с их запросами», – пояснил Юрий Борисов. Уже готов проект протокола для стран-участников объединения. Роскосмос предложил создать совместную рабочую группу и разработать план действий по развитию новой системы.

Автоматизированная система предупреждения будет включать 65 наземных телескопов, а также космический сегмент из группировки спутников мониторинга околоземного пространства. Как ранее сообщал Блошенко агентству ТАСС, запустить первый из них планируют примерно в 2027 году. По словам Юрия Борисова, если проект будет востребован среди партнеров и система начнет работать в международном масштабе, ее возможности можно будет расширить «в части обмена данными ДЗЗ и по другим направлениям». Глава Роскосмоса пояснил, что необходимость создания системы безопасности связана с резким ростом числа спутников, космического мусора и интенсивного движения в космосе.

Борисов высоко оценил совместное использование участниками БРИКС данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). С учетом недавнего присоединения к объединению новых государств, национальные орбитальные группировки девяти стран включают более 1200 спутников. В 2023 году страны-участницы обменялись информацией о результатах съемки более 27 млн кв. км поверхности планеты. Благодаря этому, по словам главы Роскосмоса, удалось расширить возможности по решению проблем глобального изменения климата, защиты окружающей среды и обеспечения устойчивого социально-экономического развития. Борисов предложил увеличить общую орбитальную группировку, доставив на орбиту новые спутники, в том числе со съёмочной аппаратурой высокого пространственного разрешения.

На встрече также озвучили идею создания Совета по космосу стран БРИКС. Как отметил Юрий Борисов, Россия вместе с членами объединения разрабатывает проект соглашения о сотрудничестве в области спутниковой группировки дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). В дальнейшем страны могут работать и над другими проектами, связанными с навигацией, пилотируемой космонавтикой, обеспечением безопасности космической деятельности. «Создание Совета по космосу БРИКС позволило бы нам более оперативно решать задачи по этим направлениям, сближать наши позиции на международных космических форумах, совместно отстаивать общие интересы», - пояснил глава Роскосмоса.

Совет должен стать консультативным органом, на котором в режиме совещания можно будет оперативно координировать работу по совместным проектам с учетом интересов каждого из государств объединения. Вопрос пообещали обсудить во время двухсторонних переговоров во второй день встречи – 24 мая. «Если все участники выразят принципиальное согласие, разработаем положение о совете»,- добавил Борисов. Инициативу уже поддержала ЮАР.

Юрий Борисов напомнил и о проектировании Российской орбитальной станции (РОС) и предложил странам БРИКС сотрудничать в области пилотируемой космонавтики. Государства-союзники могут создавать собственные модули в составе РОС, либо участвовать в разработке общего целевого модуля для всех стран объединения. Сотрудничество позволит проводить эксперименты для научных и прикладных исследований, а также включает в себя полный цикл подготовки космонавтов от стран БРИКС.

На заседании также упоминался совместный российско-китайский проект по созданию Международной научной лунной станции (МНЛС). В Роскосмосе напомнили, что программа открыта для всех желающих. «Освоение Луны - амбициозная задача - [она] не может быть решена одним государством, поскольку требует огромного финансового и человеческого ресурса», - подчеркнул Александр Блошенко. Напомним: в создании станции, помимо России и Китая, уже участвуют Азербайджан, Белоруссия, ОАЭ, Пакистан и ЮАР.