Конгресс сомневается в реализуемости проекта Artemis
В последние месяцы американские законодатели все чаще осознают, что Китай опережает США в гонке за высадку людей на Луну. При нынешних темпах реализации программы «Артемида» прогресс в китайской космонавтике вызывают у американских политиков тревогу.
Законодатели пока не предприняли существенных шагов в этом направлении. $10 млрд, выделенные в бюджет NASA этим летом, не обеспечат достаточного финансирования для реализации программы по высадке людей на Луну в текущем десятилетии. Тем не менее, подкомитет Комитета Палаты представителей по космосу, науке и технологиям приступил к пересмотру политики: его члены выразили обеспокоенность конкуренцией со стороны Китая в области гражданских космических полетов.
На слушаниях, прошедших 4 декабря в Вашингтоне, законодатели опросили группу экспертов, задавая вопрос о том, как NASA может сохранить лидирующие позиции в космосе, особенно в сравнении с Китаем, и как можно ускорить программу «Артемида» для достижения Луны в более короткие сроки?
«Так не сработает»
Самую жесткую критику программы «Артемида» высказал бывший администратор NASA Майк Гриффин. Он давно выражал недовольство подходом агентства к определению «устойчивого» пути возвращения на Луну с использованием многоразовых лунных модулей, которые должны дозаправляться в космосе.
На слушаниях Гриффин повторил свою критику, но не упомянул SpaceX и Blue Origin, а также их посадочные модули Starship HLS и Blue Moon Mk 2. «Архитектура, предполагающая множество дозаправок на низкой околоземной орбите (точное количество которых неизвестно), с использованием технологии, которая еще не была протестирована в космосе, … по моему мнению, практически нереализуема», — заявил он.
Страсти по Starship: что мешает США вернуться на Луну
Задавая вопросы, члены Палаты представителей отметили, что Китай успешно разрабатывает и реализует долгосрочные планы по освоению космоса. В то же время NASA, по их мнению, страдает от частых смен руководства в Белом доме и Конгрессе, что негативно сказывается на программах и целях агентства. Как при этом двигаться в нужном направлении?
«Важно придерживаться плана, когда он разумен, — сказал Гриффин. — Китай придерживается разумного плана. По сути, это очень похоже на то, что США делали во времена Apollo. Вероятно, это сработает. А следовать плану, который не сработает для «Артемиды-3» и последующих проектов, бессмысленно».
Гриффин считает, что законодателям нужно пересмотреть текущий план.
«Нам следует отменить миссию «Артемида-3» и последующие полеты, и начать все сначала как можно быстрее», — заявил он, ссылаясь на свой план «Аполлон на стероидах». Под этой фразой описывается архитектура полетов по программе Constellation, которую Майкл Гриффин продвигал в NASA в 2005 году.
В ее основе — возврат к проверенным концепциям (Orion во многом напоминает командно-служебный модуль Apollo, но рассчитан на четыре-шесть астронавтов и до 10 полетов), увеличенные возможности (новый корабль больше и функциональнее Apollo, и позволит выполнять миссии с посадкой на любом участке Луны и возможностью пребывания на поверхности до 7 дней), использование существующей инфраструктуры (в ракетно-космическом комплексе планировалось широкое применение компонентов Space Shuttle), расширенные миссии (созданная инфраструктура могла применяться впоследствии для полетов на Марс).
Даже два десятилетия назад эта архитектура казалась слишком дорогой для NASA, что говорить о текущем бюджете…
«Нарушения должны иметь конкретные последствия»
Клейтон Своуп, заместитель директора проекта «Безопасность в аэрокосмической сфере» и старший научный сотрудник отдела обороны и безопасности Центра стратегических и международных исследований CSIS, считает, что NASA должно оставаться лидером в науке и космосе. Он подчеркнул важность программы коммерческой доставки грузов на Луну, которая способствовала развитию лунной промышленности. Своуп также отметил, что инвестиции NASA в фундаментальные исследования и разработки стали источником американских инноваций и дали США преимущество перед конкурентами.
«Рассматривая законопроект о полномочиях NASA, мы должны видеть в нем основу для инновационной экосистемы, которая обеспечивает национальную и экономическую безопасность США. КНР просто не может предложить ничего подобного, — заявил Своуп. — Без науки у нас не было бы ничего, подобного Манхэттенскому проекту».
Дин Чен из Потомакского института политических исследований утверждает, что NASA и Конгресс должны усилить контроль за своей работой и деятельностью подрядчиков.
Многие крупные проекты NASA, включая космический корабль Orion и ракету SLS (Space Launch System), а также наземные системы, за последние 15 лет значительно отставали от графика и превышали бюджет. NASA финансировало эти программы по контрактам с оплатой издержек и прибыли, что ограничивало возможности контроля за сроками выполнения. Конгресс, в свою очередь, почти не реагировал на задержки и продолжал выделение средств.
Чен считает, что невыполнение целей должно иметь последствия, независимо от предпочтений политиков.
«Во-первых, приоритеты NASA должны быть согласованы обеими партиями [и демократами, и республиканцами], чтобы вся система понимала, к чему стремится», — сказал Чен. — Во-вторых, должны быть конкретные последствия: бюджетные, юридические, управленческие — для агентства и компаний-подрядчиков. Если они не укладываются в сроки и бюджет, это не должно означать: «Ну попробуем еще раз в следующем году». Необходимо предусмотреть реальные меры».
Миссия как услуга
Корабль Orion и ракета SLS долгое время считались чем-то неразделимым. Все этапы их разработки и финансирования контролировались Конгрессом. Однако сейчас появляются признаки того, что в будущем их пути могут разойтись.
Изменения связаны с тем, что Lockheed Martin, главный подрядчик корабля, начинает ориентироваться на будущее, в котором многоразовый Orion сможет запускаться на различных носителях и станет ключевым элементом коммерческих космических полетов. В интервью представители компании заявили, что если NASA захочет покупать миссии Orion как услугу, а не владеть и управлять кораблем, то Lockheed Martin готова к сотрудничеству.
«Мы полностью поддерживаем это предложение и начинаем обсуждение прямо сейчас», — подчеркнул Энтони Байерс, директор по стратегии и развитию бизнеса Lockheed Martin.
Эти изменения означают существенное отклонение от текущей модели. С момента призыва Конгресса США к созданию SLS полтора десятилетия назад, проекты этой ракеты и Orion стали основой для доставки людей к Луне и их возвращения на Землю. NASA финансировало постройку и контролировало все этапы, готовя ракеты и корабли к пуску.
Однако ситуация меняется. В бюджетном запросе на 2026 год Белый дом предложил прекратить финансирование Orion и SLS после миссии «Артемида-3». Конгресс, напротив, настаивает на продолжении разработки и использовании системы в полетах «Артемида-4» и «Артемида-5».
Тем не менее, ситуация выглядит вполне определенно.
«С учетом бюджетного запроса президента и наших прогнозов, NASA придется перейти к коммерческому подходу в транспортных операциях, аналогичному полетам для замены экипажей и снабжению МКС, — подчеркнул Байерс. — Под «услугами Orion» мы подразумеваем его участие в миссии, где наши услуги будут включать все: от доставки до места назначения, стыковки и возвращения экипажа на Землю».
Поменяем ракету? Или сделаем многоразовый корабль?
В отличие от корабля Orion, ракету SLS почти не пытаются коммерциализировать.
В 2022 году Boeing и Northrop Grumman создали компанию Deep Space Transport LLC для строительства и продажи ракет NASA. Но к концу 2023 года контракт с этой компанией так и не был подписан. Совместное предприятие по коммерциализации SLS, похоже, прекратило свое существование, и планов модифицировать ракету для ее повторного использования нет.
Возможно, именно поэтому Lockheed Martin рассматривает альтернативные средства выведения корабля. Чтобы сделать Orion конкурентоспособным по цене, ему нужна ракета с доступными затратами на запуск — не более $2 млрд.
Стартовая масса корабля Orion, включая двигательную установку системы аварийного спасения, составляет 35 т. Компания рассматривала различные носители для аппарата такой массы, но, как сообщил вице-президент Lockheed Martin и руководитель программы Orion Кирк Ширман, детальные исследования вибраций, акустики, тепловых нагрузок и других аспектов совместимости альтернативных ракет с кораблем еще не проводились.
«Могли бы мы создать архитектуру для его запуска на других ракетах? Да, знаю, что могли бы, — сказал Ширман. — Но в отношении других аспектов не было проведено никаких работ».
Помимо выбора ракеты, Lockheed Martin также стремится снизить затраты на сам корабль. Руководство компании заявило, что включение повторного использования в будущие проекты Orion является абсолютно необходимым.
Почти два десятилетия назад NASA заключило первый контракт с Lockheed Martin на предварительную разработку корабля. В то время его повторное использование не было приоритетом. Байерс, который участвовал в программе Orion с момента ее утверждения, вспоминает, что NASA сначала обратилось к Lockheed с просьбой оценить потенциал повторного использования лишь отдельных компонентов Orion.
«NASA предполагало, что мы разберем корабль и отправим его компоненты на склад, — сказал Байерс. — Затем они бы использовались при строительстве нового корабля. Однако, наблюдая за тем, что делают другие компании, мы начали сами продвигать идею повторного использования всего командного модуля».
Планы на оставшиеся полеты
Направление повторного использования части элементов корабля развивалось с течением времени, особенно после успешной эксплуатации многоразового «Дрэгона» компанией SpaceX.
Обновленный план, согласованный NASA и Lockheed Martin, предусматривает поэтапный подход.
«Нужно идти дальше, — сказал Ховард Ху, руководитель программы Orion в NASA. — Мы идем от простого к сложному, сейчас настала очередь стратегии повторного использования. Мы уверены, что, следуя этой стратегии, мы сможем обеспечить устойчивое развитие и снижение затрат».
Согласно текущему плану, в миссии «Артемида-2» планируется использовать заново изготовленный Orion, имеющий 11 блоков бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), заимствованного с корабля, использованного в «Артемиде-1». После приземления он будет служить для проведения испытаний. Для миссий «Артемида-3» и «Артемида-4» также сделают новые корабли.
В миссии «Артемида-5» будет использовано примерно 250 компонентов из корабля, слетавшего в Artemis II, в первую очередь системы жизнеобеспечения и БРЭО. Для корабля «Артемиды-6» будет использоваться основная конструкция (гермокорпус) и вторичные конструкции (вставки, панели, кронштейны и прочие силовые элементы) аппарата, отлетавшего в «Артемиде-3», всего около 3000 компонентов.
Конечно, Orion никогда не будет полностью многоразовым — его сервисный отсек, построенный европейской компанией Airbus, отделяется от командного модуля перед входом в атмосферу Земли и сгорает.
«Вероятно, нам следует назвать это максимальным повторным использованием, потому что некоторые элементы одноразовые, — сказал Ширман. — Например, теплозащитный экран будет терять часть покрытия из абляционного материала в каждом полете. Но в конечном итоге мы собираемся повторно использовать его силовую конструкцию».
Orion всегда будет оставаться относительно дорогим кораблем. Однако руководство Lockheed Martin заявило, что компания находится на пути к сокращению затрат на его изготовление. Ожидается, что стоимость производства корабля для «Артемиды-2» будет снижена на 50% по сравнению с Orion для «Артемиды-5», а в последующих миссиях — еще на 30% и более. Ключевым фактором этого снижения будет минимизация восстановительных работ.