«Уэбб» показал рождение галактик в ранней Вселенной
Большой взрыв

«Уэбб» показал рождение галактик в ранней Вселенной

27 мая 2024 года, 13:22

«Уэбб» продолжает всё глубже заглядывать в раннюю Вселенную: датские астрофизики различили на пределе дальности ещё три галактики, которые активно формировались спустя всего полмиллиарда лет после Большого взрыва. По крайней мере, именно об этом свидетельствует их химический состав, а также облака газа, которые их окружают.

На заре Вселенной ещё не было тяжёлых элементов — им просто неоткуда было взяться. Поэтому первые поколения звёзд (из которых поначалу состояли самые древние галактики) существенно отличались от современных. Но именно из наблюдений за этими незапамятными временами астрофизики могут построить действительно полные и целостные модели современного космоса.

Во многом именно поэтому открытие и изучение трёх новых ранних галактик стоит считать значительным успехом. Судя по всему, их расцвет начался, когда Вселенной не исполнилось и полумиллиарда лет — в интервале от 400 до 600 миллионов лет после её рождения в результате грандиозного «большого бума».

Однако главный интерес исследователей в данном случае пробуждают даже не сами галактики, а их окружение. Дело в том, что с Земли они напоминают красные острова, «омываемые» колоссальными потоками нейтрального непрозрачного газа, который блокирует часть исходного излучения. Газа настолько много, что даже на таком чудовищном расстоянии (около 13 миллиардов световых лет) приборы «Уэбба» смогли его обнаружить. По всей видимости, именно эти облака поставляют материал для формирования новых звёзд.

Эта тесная взаимосвязь галактик с окружающей космической средой рушит представления о них, как об изолированных системах, погружённых в «великое ничто». Как объяснила одна из авторов исследования, Симона Нильсен из Копенгагенского университета, судя по всему, даже в ранней Вселенной галактики были объединены некоей огромной макроструктурой, включавшей в себя разветвлённые и многомерные связи.

Кроме того, данный период истории Вселенной известен, как «эпоха реионизации» — когда космический газ, изначально нейтральный и довольно плотный, под воздействием излучения звёзд начал распадаться на ионы, всё лучше пропуская свет. Лишь спустя ещё полмиллиарда лет Вселенная стала полностью прозрачной.

Это подтвердило и следующее наблюдение: в новооткрытых галактиках чрезвычайно много молодых звёзд. Судя по всему, большая их часть ещё не сформировалась. Тем не менее, впереди ещё громадный массив вопросов, на которые предстоит ответить: как именно распределён газ, насколько он чист и на каком расстоянии от центра галактик он находится? Исследователи пока лишь подступаются к этим загадкам. А про эпоху реионизации (как и про многое другое) исчерпывающе рассказал в интервью ProКосмос известнейший астроном, глава отдела физики и эволюции звёзд Института астрономии РАН Дмитрий Вибе.