«Уэбб» нашел рекордно древнюю галактику
Большой взрыв

«Уэбб» нашел рекордно древнюю галактику

31 мая 2024 года, 12:57

Космический телескоп «Уэбб» уже не первый год занимается изучением отдалённых уголков космоса, находя галактики, существовавшие через 900, 700 или даже 500 миллионов лет после Большого взрыва. Но на этот раз было обнаружено нечто уникальное даже по меркам всех предыдущих успехов - галактика, настолько молодая, что за время, прошедшее с её зарождения, на Земле из примитивных млекопитающих не успели бы даже появиться люди. Это открытие по-настоящему бросает вызов тому, что современная наука знает о заре Вселенной.

Как быстро может сформироваться галактика? Ответ на этот вопрос долгое время был сугубо теоретическим — пока человечество наконец-то не научилось создавать телескопы, способные заглянуть за красное смещение больше десяти единиц. И ранняя Вселенная, открывшаяся нашему взгляду, с тех пор продолжает преподносить сюрприз за сюрпризом.

Красным смещением z=10 уже сложно кого-то удивить. Но момент, когда на краю гравитационной линзы была замечена небольшая, довольно бесформенная галактика, астрономы запомнят надолго: ведь смещение длин волн электромагнитного излучения для неё составило невероятные 14,32.

Другими словами, галактика, получившая имя JADES-GS-z14-0, расположена от нас больше, чем в 13 500 000 000 световых годах (без учёта расширения Вселенной), а значит, её возраст — всего лишь 290 миллионов лет. За этот сверхкороткий (по космическим меркам) интервал времени в ней успели появиться миллионы звёзд, облака плотного газа и, по всей видимости, даже центральная сверхмассивная чёрная дыра.

Чудом является даже тот факт, что астрономам просто удалось увидеть эту галактику. Ведь «Уэбб» запечатлел её в момент, отстоящий на сотни миллионов лет от начала эпохи реионизации Вселенной — когда она наконец-то стала прозрачной, какой мы её наблюдаем сейчас. Из-за этого галактика как бы окрашена охрой — из-за большого количества атомарного водорода, рассеянного перед ней в пространстве.

Учёным в определённом смысле повезло, что JADES-GS-z14-0 очень яркая, и большинство света в ней исходит от молодых (и очень массивных) звёзд. И в целом она не похожа на те типы галактик, которые наблюдались в ранней Вселенной до сих пор.

Общая масса галактики, несмотря на её молодость, в несколько сотен миллионов раз превышает массу Солнца. Как такая гигантская структура смогла сформироваться за столь несерьёзное время — пока что до конца не ясно. Причём, судя по спектроскопии, в ней уже успело смениться несколько поколений звёзд. Так или иначе, в исследованиях эпохи зарождения нашей Вселенной, «космического рассвета», открыта новая страница.