SpaceX вывела на орбиту американские военные спутники
Запуски

SpaceX вывела на орбиту американские военные спутники

22 мая 2024 года, 09:45

Компания Илона Маска SpaceX запустила на околоземную орбиту засекреченные военные спутники для Национального управления военно-космической разведки США. Предположительно, речь идет об аппаратах системы Starshield – специальных модификациях спутников Starlink, разработанных для военных целей. Но при этом, в милитаризации космоса Вашингтон продолжает подозревать Россию.

Ракета-носитель Falcon 9 стартовала с площадки SLC-4E базы Космических сил США «Ванденберг» в Калифорнии. В рамках полета, обозначенного как NROL-146, она вывела на орбиту спутники в интересах Национального управления военно-космической разведки США (NRO). Первая ступень B1071 совершила успешную посадку на морскую платформу OCISLY (Of Course I Still Love You) в акватории Тихого океана после своего 16-го полета. Для компании Илона Маска это был 52-й запуск в этом году и 351-й за все время. Для «рабочей лошадки» Falcon 9 это был 337-й старт.

Сколько именно аппаратов находилось на борту, какие их характеристики и назначение в официальных источниках не уточняется. В NRO лишь обтекаемо обозначили, что прошедший старт был «первым запуском расширенной системы NRO» и заявили, что создание этой системы проходит под девизом «Сила в количестве». Это соответствует новой стратегии военно-космической разведки США, которая заключается в расширении спутниковых группировок. Поэтому, вероятно, в рамках NROL-146 было запущено сразу несколько небольших спутников, а не один большой космический аппарат.

Предположительно, запущенные сегодня аппараты могли пополнить сеть спутников-шпионов Starshield. То есть это могли быть специальные версии спутников Starlink от SpaceX, которые производит Northrop Grumman. Их основные возможности: обеспечение связи с использованием военных протоколов и наблюдение – дистанционное зондирование Земли в высоком разрешении.

В 2021 году стало известно, что SpaceX заключила засекреченный контракт на сумму $1,8 млрд для создания новой группировки для NRO. В апреле агентство Reuters впервые сообщило, что Northrop Grumman совместно со SpaceX проводит испытания спутников Starshield, а также поставляет датчики для космических аппаратов. Отмечалось, что перспективная группировка будет состоять из «сотен спутников», но точного числа не приводилось. Как заявил первый заместитель директора NRO Трой Майнк ранее в этом году, примерно полдюжины запусков для формирования новой орбитальной системы запланированы на 2024 год, а дополнительные аппараты отправят на орбиту до 2028 года.

Кроме того, Космические силы США объявили о том, что компании Rocket Lab и True Anomaly создадут аппараты для проведения первых военных учений в космосе. Каждая из компаний должна построить спутник, один из которых будет преследовать другой на орбите в качестве условного противника.

Тем временем аккурат в день запуска спутников-шпионов пресс-секретарь Пентагона Патрик Райдер обвинил Россию в выведении на околоземную орбиту аппарата, который якобы способен нести противоспутниковое оружие. По его словам, аппарат 16 мая был выведен «на ту же орбиту, на которой находится правительственный спутник США», а его характеристики, по данным представителя Пентагона, совпадают с параметрами аппаратов, которые якобы вывела РФ в период с 2019 по 2022 год.

Тактика понятна: активно занимаясь милитаризацией космоса, США не менее активно "переводят стрелки" на страны, выступающие за запрет размещения в околоземном пространстве любых систем вооружения. Ранее на этой неделе Совет Безопасности ООН отклонил проект резолюции, предложенный Россией с целью предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве. Инициативе не удалось набрать необходимые 9 голосов из 15. Ее поддержали семь стран, в том числе Россия и Китай, еще семь стран, в том числе США, выступили против, Швейцария воздержалась.