Охота на «Шакала»: Космические силы США проведут первые военные учения на орбите
На орбите

12 апреля 2024 года, 10:22

Космические силы США объявили о сотрудничестве с Rocket Lab и True Anomaly для проведения первых военных учений в космосе. Каждая из компаний должна построить спутник, один из которых будет преследовать другой на орбите в качестве условного противника. Задача этих учений, получивших название Victus Haze, — продемонстрировать возможности Соединенных Штатов «противостоять агрессии» в космосе: нужно будет либо удержать «вражеский» спутник от активных действий, либо защитить свой аппарат от нападения.

Стартап из Колорадо True Anomaly возьмет на себя разработку спутника Jackal («Шакал»), который выступит в роли условного противника. Его планируется запустить первым. Компания Rocket Lab, со своей стороны, создаст космический аппарат, который будет наблюдать за "Шакалом". Его пуск состоится после соответствующего приказа от Космических сил США. Затем, если все пройдет по плану, Jackal будет активно маневрировать вокруг своего визави. Компании должны поставить свои аппараты к осени 2025 года.

«Когда другая страна запускает объект в космос, и мы не совсем понимаем, что это за объект, каковы его цели и возможности, нам нужна возможность отправиться туда и выяснить, что это за штука», — объяснил замначальника космических операций Космических сил генерал Майкл Гетлейн. Он добавил, что США необходимо быть готовыми на случай, если «равный им по силе» соперник будет совершать какие-то действия в космическом пространстве.

Victus Haze — это уже второй проект, который направлен на проверку возможностей военного реагирования в космосе. В рамках эти усилий Космические силы США и их коммерческие партнеры хотят добиться высокой оперативности в подготовке и запуске спутников. Первая попытка была предпринята 15 сентября 2023 года: тогда американские военные совместно с компаниями Firefly Aerospace и Millennium Space Systems вывели на целевую орбиту спутник Victus Nox.

Особенность этого аппарата состояла в том, что он был построен и испытан менее чем за год, а подготовлен к запуску — менее чем за 60 часов. При этом общее время от получения команды до старта ракеты-носителя Alpha FLTA003, которая доставила спутник в космос, составило 27 часов. Это стало новым рекордом для подобного рода процедур, ведь на создание аппаратов обычно уходят долгие годы, а подготовка к старту занимает недели, если не месяцы.

«Мы больше не можем позволить себе роскошь ждать годами, даже 10 или 15 лет, чтобы реализовать некоторые из этих возможностей. Тактически значимый график — это вопрос недель, дней или даже часов», — констатировал Гетлейн.

Впрочем, Victus Haze является более сложной по сравнению с Victus Nox. Дело в том, что в ней участвуют два основных подрядчика и, соответственно, два космических аппарата, которые будут запущены по отдельности с разных космодромов. Все это необходимо сделать в сжатые сроки, чтобы демонстрация получилась «как можно более реалистичной».

Спутник Jackal от True Anomaly размером с холодильник планируется запустить с космодрома на мысе Канаверал во Флориде или с базы Военно-космических сил «Ванденберг» в Калифорнии. Вероятно, на орбиту его выведет ракета Falcon 9 компании SpaceX в качестве попутной полезной нагрузки. В компании утверждают, что смогут интегрировать свой аппарат в ракету за 12-84 часа. После того как он будет запущен, у Rocket Lab будет 24 часа на отправку в космос своего спутника, аналогичного по размерам Jackal. Ожидается, что его выведет на орбиту ракета Electron из Новой Зеландии или Вирджинии.

Сложность состоит в том, что запуск Rocket Lab должен быть четко рассчитан по времени, чтобы ее спутник смог встретиться с "Шакалом" на орбите. «Способность проектировать, строить, запускать и эксплуатировать космический аппарат в рамках одной слаженной команды — редкое явление, которое обеспечит беспрецедентную скорость и ценность для страны», — заявил основатель и генеральный директор Rocket Lab Питер Бек.

На выполнение своей части задач в рамках Victus Haze компании Rocket Lab было выделено $32 млн, в то время как True Anomaly получила $30 млн. Помимо этого, стартап добавил от себя еще $30 млн, и таким образом общая стоимость проекта Victus Haze выросла до $92 млн.