СБ ООН отклонил предложение РФ о неразмещении оружия в космосе
На орбите

СБ ООН отклонил предложение РФ о неразмещении оружия в космосе

21 мая 2024 года, 08:54

Совет Безопасности ООН не смог принять проект резолюции, разработанный Россией с целью предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве. В противном случае документ запретил бы всем членам ООН размещать в космосе не только ядерное оружие, но и любое другое.

Проект постановления, который представитель России в ООН вчера вечером внёс на рассмотрение Совбеза, состоит из десяти пунктов. Формулировки достаточно недвусмысленные: прежде всего, это призыв ко всем космическим державам «принять экстренные меры, чтобы предотвратить размещение вооружений в космосе и угрозу применения силы в космосе, а также из космоса по Земле».

Так как общей декларации мало, чтобы её выполняли, было предложено «как можно скорее» разработать ряд межгосударственных соглашений, которые были бы юридически обязывающими, а также предоставляли бы возможность для взаимной проверки добросовестности сторон.

Все предлагаемые меры служат единственной цели: «предотвращение гонки вооружений в космосе во всех её аспектах». Это касается и размещения на орбите конвенциональных вооружений, и ядерного оружия вместе с другими средствами массового уничтожения, и новых систем, таких, как высокоэнергетические боевые лазеры, разрабатываемые сейчас рядом стран.

Кроме того, пришлось вспомнить и о Договоре о космосе от 1967 года, который в несколько иных формулировках содержит те же запреты. Страны, его подписавшие, были призваны и дальше полностью соблюдать его положения (в том числе касательно неразмещения в космосе ЯО).

Для принятия резолюции требовались положительные решения 9 стран из 15-ти, состоящих в Совбезе. Но голоса разделились: по 7 с каждой стороны, а также воздержавшаяся Швейцария.

Ранее Россия, воспользовавшись правом вето, заблокировала проект решения Совбеза ООН, который был подготовлен США и Японией, и закреплял обязательства стран не размещать в космосе лишь ядерное оружие.