Французский стартап представил свой первый гибридный ракетный двигатель
Технологии

Французский стартап представил свой первый гибридный ракетный двигатель

14 мая 2024 года, 10:20

Французская компания HyPrSpace завершила сборку своего первого гибридного ракетного двигателя Terminator, который будет приводить в действие ракету-носитель Orbital Baguette 1 (OB-1). Далее ему предстоит пройти ряд стендовых испытаний, от которых будет зависеть дата дебютного полета новой орбитальной ракеты.

HyPrSpace представила прототип двигателя Terminator 4 мая на своем заводе в Ле Айане во Франции. Высота демонстратора — 6 м, диаметр — 1 м. Он способен развивать тягу в 100 килоньютонов (10 тонн). Его первое огневое стендовое испытание будет проведено на полигоне Генеральной дирекции вооружений во французской Жиронде. Когда оно пройдет, пока не сообщается.

Основанная в 2019 году космическая компания HyPrSpace разрабатывает небольшую ракету Orbital Baguette 1 («Орбитальная французская булка-багет №1», OB-1, по-английски произносится как «Обиван» — отсылка к персонажу «Звездных войн»), о характеристиках которой практически нет информации в открытых источниках. Известно лишь, что она будет иметь три ступени, оснащенных гибридными ракетными двигателями (четыре-шесть на первой, один на второй и один на третьей) и сможет доставлять на низкую околоземную орбиту полезную нагрузку весом до 250 кг. В июле 2023 года HyPrSpace сообщила в своих соцсетях о завершении изготовления первой механической детали для прототипа двигателя.

Гибридный ракетный двигатель предполагает использование компонентов топлива в разных агрегатных состояниях, например, в виде жидкого окислителя, находящегося в баке, и твердого горючего, помещенного в камеру сгорания. По сравнению с твердотопливным двигателем тягу «гибрида» можно регулировать, изменяя расход жидкого окислителя; можно даже полностью останавливать горение и запускать процесс вновь. В теории по топливной экономичности «гибрид» может быть аналогичен жидкостному кислородно-керосиновому двигателю, а использование твердых металлических порошков-присадок в горючем позволяет интенсифицировать процесс и приводит к повышению удельного импульса «гибрида».

Разработчики считают, что гибридный двигатель прост в разработке и дешев в производстве благодаря невысокой сложности и меньшему количеству деталей, чем жидкостный. Он также безопасен в эксплуатации. Даже в случае аварии компоненты топлива не могут быстро смешаться и вызвать сильный взрыв. Теоретически «гибрид» надежен и менее чувствителен к условиям эксплуатации.

Хотя компания HyPrSpace не единственная, кто пытается реализовать на практике концепцию гибридных двигательных установок (ранее свои версии «гибридов» представили испанская PLD Space и немецкая HyImpulse), ее подход уникален. У ее двигателя Terminator зона горения расположена в зазоре между цилиндрическим баком жидкого окислителя и стенкой камеры сгорания — там же помещен заряд твердого горючего (он защищает внутреннюю стенку камеры и баки окислителя).

Для летной демонстрации гибридного двигателя HyPrSpace планирует запустить суборбитальную ракету под названием Baguette One в начале 2026 года, после чего на основании полученных результатов продолжит подготовку к первому пуску орбитальной ракеты OB-1.

В марте стало известно, что правительство Франции выделит субсидии четырем стартапам, занимающимся разработкой ракет космического назначения. Среди них оказались HyPrSpace, Latitude, Sirius Space Services, а также дочерняя компания ArianeGroup — MaiaSpace. Общий объем финансирования составит €400 млн.