Три научных спутника NASA готовятся «уйти на покой»
Наука

Три научных спутника NASA готовятся «уйти на покой»

7 мая 2024 года, 12:59

Три важных научных спутника NASA – Terra, Aqua и Aura, – изучающие Землю, в ближайшие годы будут выведены из эксплуатации. Это серьезная проблема для ученых, поскольку достойной альтернативы у аппаратов нет. Как только они завершат свою работу, исследователи потеряют большую часть информации о нашей планете – атмосфере, климате и ресурсах.

Спутники  Terra («Земля»), Aqua («Вода») и Aura («Воздух») входят в программу NASA EOS (Earth Observing System), направленную на исследование Земли. В соответствии с их названиями аппараты предназначены для исследования суши, воды и атмосферы. Они были запущены поэтапно в конце 1990-х - начале 2000-х годов и срок их службы уже подходит к концу.

Это вызывает обеспокоенность у ученых, поскольку как только аппараты выйдут из строя, вместе с ними уйдет и возможность получать целый пласт информации о нашей планете. Существующие спутники не смогут заполнить эти пробелы, поэтому исследователям придется либо полагаться на альтернативные источники, которые могут не соответствовать их конкретным потребностям, либо искать обходные пути, чтобы продолжить исследования.

В частности, с выводом из эксплуатации спутников у ученых станет меньше актуальных данных о стратосфере. В ее холодном разреженном воздухе молекулы озона постоянно образуются и разрушаются, перемешиваясь с другими газами. Некоторые из них – естественного происхождения, а другие – результат жизнедеятельности человека. Увидеть все разнообразие химического состава атмосферы позволяют приборы на борту аппарата Aura.

«Потеря этих незаменимых данных просто трагична. Как раз в тот момент, когда планета больше всего нуждается в том, чтобы мы сосредоточились на понимании того, как она влияет на нас и как мы сами влияем на нее, мы, похоже, катастрофически отстаем», – сказала Сьюзан Соломон из Массачусетского технологического института газете The New York Times.

Даже непродолжительный перерыв в сборе научных данных может быть проблемой, считают ученые. Например, если в Гренландии обрушится шельфовый ледник, а ученые не получали данные до, во время и после произошедшего, они не смогут соотнести это событие с повышением уровня воды в океане.

Вывод из эксплуатации спутников Terra, Aqua и Aura также лишит специалистов информации о содержании частиц в дыме от лесных пожаров, пыли в пустыне и вулканических шлейфах, толщине облаков и многом другом. Даже если существуют альтернативные способы получения этих данных, по словам ученых, они могут быть сделаны с большими промежутками, либо с более низким разрешением, либо ограничены временем суток или другими параметрами.

Еще одна важная сфера, изучение которой станет сложнее – солнечная радиация, а именно – сколько ее получает Земля, поглощает и возвращает обратно в космос. Баланс между этими величинами определяет, насколько наша планета нагревается или охлаждается. Чтобы понять это, ученые полагаются на приборы NASA Clouds и систему CERES. Сейчас на орбите находятся четыре спутника с приборами CERES: Terra, Aqua, а также два более новых, срок службы которых тоже подходит к концу. На замену им готовят только один аппарат, но и его ожидаемый срок службы – всего пять лет.