Нашествие «пауков»: в марсианский «Город инков» приходит весна
Наука

Нашествие «пауков»: в марсианский «Город инков» приходит весна

25 апреля 2024 года, 10:21

Марсианские пауки — совсем не то же самое, что земные. Но, как и на нашей планете, их появление является одним из сигналов пришествия весны. Хотя россыпь темных пятен и несколько мешает наслаждаться панорамами Марса, заснятыми с орбиты европейско-российским аппаратом Trace Gas Orbiter. В том числе затерянным в песках «Городом инков».

Марсианские «пауки» в поперечнике достигают от 45 метров до одного километра. Кроме названия и внешнего вида, это явление не имеет ничего общего с земными членистоногими. На самом деле речь идет о темных узорах, которые образуются на поверхности Марса, когда ее начинает согревать весеннее солнце.

Из толщи планеты вверх, через трещины в подтаявшем льду, поднимается газ, насыщенный темной пылью. Вырвавшись наружу в виде гейзера, газ уходит в атмосферу, в вот пыль оседает на поверхности черными пятнами со множественными «ножками». Иногда лед намерзает прямо поверх таких пятен, и тогда поверхность Красной планеты начинает напоминать аквариум с пауками.

Сейчас весна не только в северном полушарии Земли, но и в южном полушарии Марса. Поэтому разнокалиберные «пауки» активно расползаются по всей его поверхности. Это отмечают и Trace Gas Orbiter — совместный проект Роскосмоса и ЕКА, запущенный на ракете «Протон» в 2016 году — и американский Mars Express. Причем особенно целеустремленно марсианские «членистоногие» подползают к загадочной области, именуемой «Городом инков».

В этом месте рельеф поверхности Красной планеты имеет на удивление правильную форму, и напоминает затерянные в Андах древние города — такие как Мачу-Пикчу. «Руины» были открыты в 1972 году и тогда их чуть было не приняли за следы марсианской цивилизации.

Данная версия чересчур фантастична, но это не отменяет того факта, что планетологи до сих пор точно не знают, как образовался «Город инков». Возможно, в камень со временем превратились песчаные дюны. Но скорее всего дело в том, что «город» расположен внутри гигантского кратера диаметром 86 километров. По всей видимости, удар чудовищного метеорита вызвал появление глубоких разломов, которые за миллионы лет и превратились в подобие городских стен.