«Ответ Starlink»: Китай запустил первый спутник для глобальной сети SkyNet
Запуски

«Ответ Starlink»: Китай запустил первый спутник для глобальной сети SkyNet

13 мая 2024 года, 11:14

Китай, несмотря на обрушивающиеся на Землю солнечные бури, продолжает шаг за шагом реализовывать свою космическую программу. Еще не успели развернуться на орбите запущенные в четверг, 9 мая, экспериментальные телекоммуникационные спутники, как в минувшее воскресенье был запущен новый аппарат, на этот раз — «для исследований космической среды».

Не так давно Китай решил создать среднеорбитальную систему широкополосного персонифицированного доступа в интернет из любой точки Земли, в сетевом стандарте 6G. Потенциальными потребителями эксперты считают низкорбитальные спутники дистанционного зондирования Земли, самолеты гражданской авиации, морские суда, дата-центры и прочие объекты, для которых важен непрерывный широкополосный доступ в сеть.

И первые два экспериментальных аппарата телекоммуникационной системы «Чжихуэй Тяньван» («Умная небесная сеть» или Smart SkyNet) были запущены в космос с помощью ракеты «Чанчжэн-3В» с космодрома Сичан в 9:43 утра по пекинскому времени, когда во Владивостоке уже начинали праздновать День Победы. Спустя некоторое время спутники вышли на высокоэллиптическую орбиту высотой в апогее 210 км и в перигее 20 774 км, и наклонением 53,21°.

Спутники созданы в Шанхайской исследовательской академии космической техники SAST («8-я академия»), сходны по конструкции, но различны по функциям. Первый предназначен для подтверждения проектных технологий (многолучевого перенацеливаемого высокоскоростного радиокомплекса, двустороннего канала межспутниковой лазерной связи и аппаратуры бортовой цифровой обработки сигнала), второй несет экспериментальную полезную нагрузку межспутниковой лазерной связи.

Некоторые наблюдатели склонны сравнивать новую китайскую систему со «Старлинком» Илона Маска, хотя с точки зрения орбитального построения в ней гораздо больше с проектом британской фирмы ICO Global Communications, который планировалось реализовать в начале 2000-х годов. Начальное число спутников китайской системы (8) может быть в дальнейшем увеличено до 16 (две группы) и 32 (четыре группы).

Кроме того, не исключено, что китайское космическое агентство решит объединить SkyNet с другими группировками на низкой околоземной орбите, прежде всего с «Гуо Ван» (или «GuoWang» — в ее рамках планируется развернуть до 13 000 спутников) и на более высокой геостационарной. Такая разветвленная сеть разнокалиберных аппаратов должна будет обеспечить доступ к высокоскоростному Интернету «всем типам пользователей во всех сценариях и во всех доменах».

В разработке Smart SkyNet участвовал сразу ряд институтов Китайской академии наук. Результатом стала его насыщенность технологическими новинками. Спутники Smart SkyNet были запущены с помощью ракеты CZ-3B — самого мощного «классического» китайского носителя. Это был 595-й китайский космический пуск и 521-й для ракет семейства «Великий поход», а для CZ-3B — 95-й.

Что же касается спутника, запущенного в воскресенье с космодрома Цзюцюань, то о нем информации гораздо меньше. Кроме его названия «Шиянь-23» и основного профиля («исследования космической среды»), журналистам не рассказано практически ничего. Зато известно, что для ракет-носителей серии «Чанчжэн» этот полет стал уже 522-м.