Компания-разработчик клапанов для Starliner просит отказаться от его запуска
На прошлой неделе космический корабль Starliner должен был совершить свой первый полет с экипажем, однако запуск был перенесен из-за проблем с дренажным клапаном на второй ступени ракеты-носителя Atlas V. Заменить элемент специалистам нужно до следующей попытки старта, которая намечена на 17 мая. Однако в компании-разработчике похожих устройств полагают, что NASA стоит вообще отказаться от планов по отправке «Старлайнера» к МКС. При этом речь идет о совсем других клапанах - для самого космического корабля.
С призывом отменить пилотируемый полет Starliner выступила компания ValveTech, которая в прошлом разрабатывала и поставляла Boeing саморегулирующиеся клапаны с электромагнитной заслонкой. Закупку этой арматуры до 2017 года осуществляла Aerojet Rocketdyne, входящая в концерн L3Harris, но затем она начала изготавливать их самостоятельно, либо же приобретать у других поставщиков.
Судя по всему, такой оборот событий не устроил ValveTech, которая решила выяснить отношения с Aerojet в суде. Компания обвинила бывшего партнера в краже интеллектуальной собственности, но проиграла дело. На какое-то время о разбирательствах забыли, но теперь, после отмены запуска Starliner, ValveTech вновь решила напомнить о себе.
В компании предупреждают, что на корабле установлены сомнительные клапаны, которые были созданы по чужой технологии. Если не исправить ситуацию, «немедленно остановив» запуск, то может произойти «катастрофа». «ValveTech продолжает задаваться вопросом, как NASA, Boeing и Aerojet могли квалифицировать этот клапан для выполнения полета без надлежащих подтверждающих данных или предшествующей истории, что противоречит квалификационным протоколам аэрокосмической отрасли, установленным NASA», — говорится в заявлении компании.
Впрочем, стоит заметить, что клапаны, о которых говорит ValveTech, относятся к системе самого космического корабля и не имеют никакого отношения к той неисправности, которая помешала пуску «Старлайнера» 7 мая. В этот день проблема возникла с кислородным клапаном на второй ступени Centaur ракеты Atlas V, а это совсем другое оборудование. Вероятно, именно по этой причине Boeing и United Launch Alliance (ULA, производитель ракет Atlas), посчитали громкие заявления ValveTech игрой на публику и отказались придавать им значение.
В настоящее время технические специалисты занимаются подготовкой ракеты и корабля к новой попытке запуска. Для того чтобы заменить «дребезжащий» клапан, ракету Atlas V перевезли со стартовой площадки SLC-41 базы Космических сил США в ангар. Если проблема будет решена, и пуск пройдет успешно, то в дальнейшем Starliner сможет совершать регулярные полеты к МКС наравне с Crew Dragon от компании SpaceX. Подробнее о том, почему же «Звездный лайнер» не полетел, читайте в нашей статье.