Роскосмос предложил Казахстану продолжить пуски «Протонов» после 2025 года
Запуски

Роскосмос предложил Казахстану продолжить пуски «Протонов» после 2025 года

23 апреля 2024 года, 13:12

Ракету-носитель «Протон-М» не спешат списывать со счетов даже после первого запуска с космодрома Восточный ее «преемницы» — «Ангары-А5». С космодрома Байконур ожидается выполнить еще четыре ее старта до конца 2025 года. Ведутся переговоры и о том, чтобы продолжить эксплуатацию носителя после этого срока, поскольку в запасе Роскосмоса остаются еще десять ракет в модификации «Протон-М».

До конца 2025 года в России планируют провести как минимум четыре федеральных и коммерческих пусков ракет-носителей «Протон-М», заявил гендиректор Центра имени Хруничева Алексей Варочко в интервью РИА Новости.

Ранее предполагалось, что «Протоны» не будут запускаться после 2025 года, но как сообщает Варочко, их пуски с космодрома Байконур могут продолжиться и далее. Соответствующие предложения Центр имени Хруничева уже направил Казахстану. «В настоящее время идет процесс поиска путей реализации данного вопроса, в том числе и в рамках Межправительственной комиссии по комплексу "Байконур"», — добавил Варочко.

Гендиректор предприятия также отметил, что в различной степени готовности у Роскосмоса есть 10 ракет-носителей «Протон-М». Они остались «свободны» в связи с геополитической ситуацией и отказом некоторых иностранных заказчиков от проведения собственных запусков с помощью этих ракет. В связи с этим госкорпорация и Центр имени Хруничева рассматривают различные варианты по запуску полезных нагрузок на этих носителях. Причем клиентов ищут как на внутреннем, так и на внешнем рынках, рассказал Варочко.

Ракета-носитель «Протон» впервые стартовала 16 июля 1965 года. Она была создана на основе межконтинентальной баллистической ракеты УР-500 и изначально была двухступенчатой. Позже была создана ее трехступенчатая модификация — «Протон-К», к которой добавлялись разгонные блоки. С помощью нее удалось выводить более тяжелые полезные нагрузки на околоземную орбиту и отправлять космические аппараты к Луне и планетам.

С 2001 года началось использование более современной и более мощной модификации — «Протон-М» — для запуска различных космических аппаратов — как российских, так и иностранных. Всего с 7 апреля 2001 года по 13 марта 2023 года 115-ю пусками ракет-носителей «Протон-М» выведено на околоземные орбиты 134 космических аппарата.

Заменить ракеты-носители семейства «Протон» должен носитель тяжелого класса «Ангара-А5», первый старт которой с космодрома Восточный прошел 11 апреля. Она способна выводить до 24,5 тонн на низкую околоземную орбиту высотой 200 км. Как ранее сообщил глава Роскосмоса Юрий Борисов, первый полет модифицированной «Ангары-А5М» должен по плану состояться в 2027 году, а дебютный запуск «Ангары-А5В» повышенной грузоподъемности — не раньше 2030-го.