«Небесное око»: колоссальный китайский телескоп нашел свыше 900 новых пульсаров
Наука

«Небесное око»: колоссальный китайский телескоп нашел свыше 900 новых пульсаров

18 апреля 2024 года, 10:22

Самый большой в мире радиотелескоп с единой заполненной апертурой, созданный китайскими инженерами в горах провинции Гуйчжоу, продолжает оправдывать свое предназначение. Как сообщила Китайская академия наук, число обнаруженных этим гигантом пульсаров превысило 900, и операторы не собираются останавливаться на достигнутом.

Пульсары — это невероятно быстро вращающиеся нейтронные звезды, благодаря сильному (и наклонному) магнитному полю ритмично испускающие в космос мощнейшие потоки излучения. Благодаря этому свойству они могут служить своего рода «радиомаяками», позволяющими спутникам ориентироваться. А еще несколько десятилетий назад их сигналы принимались за исходящие от высокоразвитых инопланетных цивилизаций.

Количество открытых пульсаров за всю историю наблюдений не достигло и трех тысяч. И львиную долю — около трети из этого числа — подарил ученым «Сферический телескоп с пятисотметровой апертурой», он же FAST, или «Тьяньянь» (что в переводе означает «Небесное око»).

Построенный в глубокой естественной карстовой впадине в скалистых горах на юго-востоке Китая он стал одним из самых совершенных инструментов в распоряжении земных астрономов. В его 500-метровой тарелке, собранной из 4450 треугольных панелей, может поместиться сразу четыре обсерватории Аресибо.

Он начал работать в 2016 году, но лишь в 2020-м, когда официально закончилась государственная приемка, исследования развернулись в полную силу. Сейчас ежегодное время наблюдений этого радиотелескопа составляет в среднем 5300 часов. Не исключено, что оно будет увеличено, но текущего уровня и без того хватает для того, чтобы открытия становились массовыми.

В числе открытых им пульсаров, по словам Ханя Цзиньлиня из Национальной астрономической обсерватории, оказалось более 120 двойных, больше 170 «миллисекундных», а также 80 слабых (а потому чрезвычайно трудных для наблюдений) и перемежающихся объектов этого типа.

Ни один другой телескоп не внес такого вклада в изучение погибших гигантских звезд. А российские астрономы и инженеры уже придумали, как привлечь пульсары к «общественно полезной деятельности» — система навигации по этим вибрирующим звездам будет испытана уже через несколько лет на создающейся Российской орбитальной станции.