Starliner установили на ракету Atlas V перед первым пилотируемым полетом в мае
Запуски

Starliner установили на ракету Atlas V перед первым пилотируемым полетом в мае

17 апреля 2024 года, 10:08

Пилотируемый космический корабль Starliner американской корпорации Boeing установили на ракету-носитель Atlas V. В начале мая он отправится в первый испытательный полет к Международной космической станции (МКС) с экипажем. Если все пройдет по плану, Starliner сможет регулярно доставлять астронавтов нa МКС с начала 2025 года, чередуясь с Crew Dragon компании SpaceX.

Космический корабль Starliner 16 апреля доставили нa стартовую площадку SLC-41, расположенную нa территории базы ВВС США нa мысе Кaнaверaл в штате Флорида. В этот же день его соединили с ракетой-носителем Atlas V от United Launch Alliance.

Первый испытательный полет космического корабля с экипажем запланирован на 6 мая. С помощью него на МКС отправятся астронавты NASA Барри Уилмор и Сунита Уильямс. Они проведут на станции около восьми дней, после чего вновь зайдут на борт Starliner и вернутся на Землю, приземлившись на юго-западе США. Если их полет пройдет успешно, космический корабль будет сертифицирован для регулярных полетов на МКС с начала 2025 года, как ранее сообщал руководитель коммерческой программы полетов NASA Стив Стич.

Провести запуск планировалось 1 мая, но старт отложили на неделю из-за работ на МКС, а также логистических нюансов. Перед прибытием Starliner нужно будет освободить передний стыковочный узел модуля Harmony американского сегмента орбитальной станции, где сейчас находится корабль Crew Dragon. В ближайшие дни «грузовик» Cargo Dragon покинет МКС и вернется на Землю, на его место встанет пилотируемый Crew Dragon. Пока этот процесс не завершится, Starliner будет ждать своего часа на стартовой площадке.

Первые летные испытания Starliner с экипажем до этого неоднократно откладывались из-за технических проблем. В ноябре 2023 года сообщалось, что корабль отправится в дебютный пилотируемый полет 14 апреля. Тогда в NASA уточняли, что запуск состоится, только если испытания парашютной системы пройдут успешно. Тесты успешно прошли в январе, но полет Starliner сначала перенесли на 22 апреля, а затем отложили до мая.

Первый полет Starliner прошел в декабре 2019 года и завершился, скорее, неудачно, поскольку из-за технических неполадок космический аппарат не смог достичь МКС и был вынужден вернуться на Землю раньше запланированного срока. Однако почти два года назад, 19 мая 2022 года, корабль совершил успешный второй испытательный полет без экипажа. Ему удалось благополучно пристыковаться к МКС и вернуться обратно.

В сентябре 2014 года NASA заключило с Boeing и SpaceX многомиллиардные контракты в рамках своей программы коммерческих полетов (Commercial Crew Program). В рамках нее компания Илона Маска уже осуществила восемь запусков астронавтов к МКС, а также провела один испытательный полет с экипажем, в то время как Boeing только предстоит выполнить свои первые «перевозки».

Starliner (CST-100) – частично многоразовый космический корабль для пилотируемых полетов, разработанный американской корпорацией Boeing. Он может вместить в себя экипаж до семи человек и способен оставаться пристыкованным к МКС до семи месяцев. Ожидается, что один Starliner сможет выполнить до десяти полетов на орбитальную станцию.