Найдены новые доказательства существования девятой планеты
Наука

Найдены новые доказательства существования девятой планеты

24 апреля 2024 года, 11:12

Поиски девятой планеты, или, как ее еще называют, планеты Х, которая, по предположению некоторых ученых, находится на окраине Солнечной системы и удалена от нашего светила на огромное расстояние, ведутся уже почти целое десятилетие. Недавно астрофизики выставили на суд общественности новое свидетельство того, что за орбитой Нептуна действительно может скрываться еще одна планета, которую невозможно разглядеть с помощью современных телескопов.

Идея о том, что в нашей Солнечной системе может существовать еще одно крупное небесное тело, начала активно разрабатываться в 2015 году. Именно тогда двое специалистов из Калифорнийского технологического института в Пасадине заметили, что за орбитой Нептуна, почти на самом краю Солнечной системы, расположен необычный кластер объектов. Четко обозначить причину его появления ученые не смогли, но предположили, что скопление могло образоваться в результате воздействия какого-то другого, более крупного небесного тела.

Так родилась гипотеза о девятой планете: по мнению астрономов, на сгруппированные объекты могли повлиять исходящие от нее приливные гравитационные силы. С тех пор исследователи нашли чуть больше аргументов в пользу этой теории, но, скорее, косвенных. В новой же статье, которая написана группой ученых-планетологов из Калифорнийского технологического института, Юго-Западного исследовательского института и Университета Лазурного берега, содержатся, как они выразились, «дополнительные» доказательства.

В рамках своего исследования авторы наблюдали за движением пересекающих орбиту Нептуна космических объектов с долгим периодом вращения. Особенно их интересовало, если эти тела демонстрируют «нерегулярные» перемещения. Затем на основе этих наблюдений были созданы компьютерные симуляции, каждая из которых описывала разные сценарии. Причем специалисты учитывали не только гравитацию восьмой планеты Солнечной системы, но и так называемый галактический прилив — то есть совокупность сил, которую испытывают на себе объекты из-за воздействия со стороны Млечного Пути.

По итогам моделирования ученые пришли к выводу, что самым правдоподобным объяснением странного поведения объектов являются гравитационные помехи, создаваемые гипотетической девятой планетой. «С учетом погрешностей наблюдений наши результаты показывают, что орбитальная архитектура этой группы объектов тесно согласуется с предсказаниями модели, включающей Планету 9. В отличие от этого, сценарий без девятой планеты статистически отвергается», — говорится в статье.

Впрочем, определить, где это небесное тело находится, команда астрономов пока не в силах. По их предположению, планета Х представляет собой газовый гигант наподобие Нептуна. Но проблема в том, что она расположена на слишком большом расстоянии от Солнца (в десятки раз дальше, чем восьмая и самая удаленная планета Нептун), поэтому ее невозможно увидеть на звездном небе с помощью телескопов.

Однако есть шанс, что совсем скоро ситуация может измениться. В 2025 году в Чили введут в эксплуатацию обсерваторию имени Веры Рубин, которая будет оснащена широкоугольным телескопом-рефлектором и каждые три ночи сможет производить съемку доступной области неба. Ученые надеются, что с его помощью удастся найти новые доказательства в пользу этой теории.