Путин поручил профинансировать ядерную энергетику в космосе
Проекты

Путин поручил профинансировать ядерную энергетику в космосе

12 апреля 2024 года, 08:58

Президент России Владимир Путин заявил о необходимости поддержать финансированием развитие ядерной энергетики в космосе. С таким поручением он выступил по итогам совещания с членами правительства, которое проводилось еще 14 марта, но конкретный список распоряжений был опубликован лишь на днях на сайте Кремля. Бюджетные средства на эти цели необходимо выделить к 15 июня 2024 года.

Ассигнования пойдут на мероприятия, которые должны быть реализованы в рамках федерального проекта «Развитие космической ядерной энергетики России». Причем особый акцент, как отмечается в поручении, необходимо сделать на выполнении задач по развитию уже имеющегося в нашей стране «научно-технического задела в области космической ядерной энергетики». Принять решение о выделении средств из бюджета властям предстоит совместно с коллегами из Роскосмоса и Росатома.

В ходе совещания с членами кабмина 14 марта обсуждалось в том числе создание в РФ ядерной энергетической установки для работы в космосе. Как уточнил вице-премьер, глава Минпромторга Денис Мантуров, на ее основе планируется разработать транспортные модули. В свою очередь российский лидер заявил, что у нашей страны есть «уникальные компетенции» в данной сфере, но проект необходимо проработать и вовремя профинансировать, чтобы он развивался и мог быть применен в будущем. Заняться этим вопросом и определить основные приоритеты глава государства поручил премьер-министру Михаилу Мишустину и первому вице-премьеру РФ Андрею Белоусову.

О планах России отправить в космос ядерную энергоустановку заявлял и глава Роскосмоса Юрий Борисов. Проект, технологические задачи для реализации которого почти решены, предполагает доставку на Луну и монтаж на ее поверхности этой установки на рубеже 2033-2035 годов, причем осуществить его планируется совместно с КНР. По словам Борисова, ядерная энергетика нужна для того, чтобы у будущей лунной станции работала аппаратура. Обычные солнечные батареи этого обеспечить не могут, поскольку практически половину лунных суток (27 земных) солнечный свет не попадает на поверхность спутника Земли.

В настоящее время в России разрабатываются несколько проектов, нацеленных на отправку в космос ядерных энергоустановок. Один из них — это ядерный буксир «Зевс», созданием которого с 2009 года занимаются организации Роскосмоса и Росатома. В конце апреля 2023 года Юрий Борисов допустил, что «Зевс» задействуют в лунной программе РФ и КНР. Так, например, он сможет доставлять крупногабаритные грузы на орбиту вокруг спутника Земли. Ожидается, что ядерный буксир опробуют на практике к 2030 году.

Также известно о разработке Центром Келдыша космического аппарата для полета за пределы Солнечной системы — его оснастят мощнейшим в мире плазменным двигателем для непрерывной работы в течение долгих лет. Помимо этого, специалисты Центра Келдыша трудятся над созданием ядерного буксира для отправки на орбиту Юпитера.