Китайский спутник для связи с обратной стороной Луны готов к работе
На орбите

Китайский спутник для связи с обратной стороной Луны готов к работе

12 апреля 2024 года, 11:21

Китайское национальное космическое управление (CNSA) отчиталось о новом успехе — спутник «Цюэцяо-2» прошел испытания по поддержанию связи на орбите Луны и работает в штатном режиме. Таким образом, Китай стал на шаг ближе к осуществлению своей лунной программы, в четвертой фазе которой будет задействован новейший аппарат.

Запуск «Цюэцяо-2» был осуществлен 20 марта с хайнаньского космодрома Вэньчан. Вывести спутник на орбиту помогла ракета-носитель «Чанчжэн-8», главная «рабочая лошадка» китайской космической отрасли. Вместе с «Цюэцяо-2» в космосе оказались еще два небольших аппарата — «Тяньду» (под номерами 1 и 2), предназначенные для обеспечения навигации.

Уже к 2 апреля все три аппарата вращались на орбите вокруг Луны (два навигационных мини-спутника разделились днем позже), после чего стартовала проверка их основного функционала. Прежде всего, их орбита была скорректирована и превращена в высокоэллиптическую.

Такая орбита дает самую большую стабильность (вероятность отклонений минимальна), к тому же по сравнению с однотипным спутником под номером 1 (который вращается недалеко от точки Лагранжа (L2) системы Земля-Луна) «Цюэцяо-2» находится гораздо ближе к Луне, что резко повышает качество передачи данных.

Именно это, по сути, и является главной задачей «Цюэцяо-2» — в отличие от НАСА, которое планирует экспедиции к Луне, как отдельные, самодостаточные операции, Китай развернул постепенную, широкую и многоступенчатую подготовку. Спутник уже провел успешный сеанс связи с исследовательским зондом «Чанъэ-4», который находится на обратной стороне Луны, и с «Чанъэ-6», который все еще находится на Земле в ожидании запуска.

Таким образом, китайское космическое агентство создает целую сеть аппаратов, которые окружат Луну и станут на пути к ней чем-то вроде «почтовых станций» — обеспечивая бесперебойную и безопасную связь, навигацию и систему предупреждения о нештатных ситуациях.

Как отметило CNSA, успешный запуск и ввод в строй «Цюэцяо-2» с двумя маленькими «коллегами» станет ключевым шагом, обеспечивающим будущие экспедиции по исследованию Луны — в том числе аппараты «Чанъэ-6», «Чанъэ-7» и «Чанъэ-8». Последние два из них «сформируют базовую модель» Международной научной лунной станции, которую затем будут вместе создавать Китай и Россия. Возможно, даже с ядерной силовой установкой.