7 самых многообещающих миров для поиска внеземного разума
Наука

7 самых многообещающих миров для поиска внеземного разума

10 апреля 2024 года, 15:08

Чтобы повысить шансы на обнаружение внеземных цивилизаций, сперва нужно понять - где их стоит искать, чтобы не тратить силы и время зря. Именно таким вопросом задался доктор Балаж Брадак из Университета Кобе в Японии, который в своём исследовании из 5271 уже открытых экзопланет выделил всего семь, где с наибольшей вероятностью можно наткнуться на разумные формы жизни. На них есть вода, их миры вдвое старше Земли и они находятся в обитаемых зонах своих звездных систем. При этом астроном считает, что цивилизация с одной из этих планет - вероятнее всего Kepler-452 - в своё время каким-то образом забросила биологический материал на Землю, запустив здесь процесс эволюции живых существ.

В качестве предпосылки доктор Брадак взял концепцию панспермии — происхождения жизни в галактике из одного источника, с последующим её распространением разумным или не очень способом. Несмотря на основательную критику этой гипотезы, она даёт одно важное преимущество: сужает круг кандидатов в потенциально населённые планеты — они должны быть максимально схожи с Землёй.

Отталкиваясь от такого предположения, учёный сформулировал несколько требований к внеземным обитаемым мирам. Во-первых, на них должен иметься океан или хотя бы парочка больших морей.

Это условие порождает целый ряд следующих: размер планеты, её массу и температуру (которая, в свою очередь, зависит от расстояния до звезды). Более-менее подходят под заданные параметры две категории экзопланет — собственно, земного типа (в том числе так называемые «суперземли» — планеты вроде нашей, но более массивные) и суб-нептуны (которые, впрочем, малоперспективны по другим причинам).

Кроме того, учитывая, сколько времени потребовалось жизни на развитие от простейших форм до разумных существ на Земле — больше 4 миллиардов лет — важным фактором для исследуемых миров становится возраст. Если мы предполагаем, что Земля была заселена биологическим материалом с некоей цивилизованной планеты, то сейчас её возраст должен быть как минимум в два раза больше — что-то около 9 миллиардов лет.

Обратившись с этими выкладками к каталогу НАСА, включающему 5271 известную экзопланету, Брадак обнаружил, что всем заданным критериям соответствуют всего семь планет. Шесть из них находятся в системах красных карликов Teegarden`s, GJ 1061, LHS 1140 и Ross 128.

Но особенно перспективной кажется единственная в этом списке планета, вращающаяся вокруг звезды, похожей на Солнце — Kepler-452. Эта система находится всего в 1 400 световых годах от нас (что не слишком далеко, по космическим меркам), а планета Kepler-452 b не только вращается в обитаемой зоне, но и, похоже, имеет атмосферу. Но, чтобы это проверить, скорее всего, придётся дождаться нового поколения телескопов.

Так или иначе, Брадак в своей работе исходит из слишком большого числа довольно спорных предпосылок. Главным из которых является то, что идея панспермии не снимает вопрос «как образовалась жизнь?», а лишь отодвигает его решение (ответ якобы находится на других планетах). Кроме того, красные карлики довольно опасны для живых организмов своим сильным и непредсказуемым излучением. Что, однако, не помешало другим исследователями оценить шансы на обитаемость одной из планет списка — LHS 1140 — как ненулевые.