Астрофизики в реальном времени наблюдали за самым началом вспышки сверхновой
Наука

Астрофизики в реальном времени наблюдали за самым началом вспышки сверхновой

28 марта 2024 года, 10:51

Долгое время большая часть научных знаний о сверхновых основывалась на наблюдениях за их остатками — туманностями из пыли и газа. Но благодаря астроному-любителю израильские астрофизики уже около года имеют возможность изучать в другой галактике гигантскую звезду, которая взорвалась буквально только что, по большому счету впервые фиксируя в режиме реального времени самые первые стадии этого события.

В самом начале неогенового периода в отстоящей от нас на 20 миллионов световых лет галактике Мессье 101 случилась мощнейшая катастрофа — огромная звезда пережила коллапс и взорвалась, испустив во все стороны лавину своих раскаленных осколков. Наконец, в 2023 году свет от этого потрясающего события достиг Земли и был сразу же замечен любителем астрономии, который наблюдал именно за этой галактикой.

Астроном моментально понял, что с галактикой что-то не так, и сообщил об этом профессионалам. Событие оказалось таким эпическим, что даже ученые, направившие на Мессье 101 уже не маленькие оптические телескопы, а громадный «Хаббл», не сразу поняли, насколько им в этот момент повезло.

«Мы смотрим на своего рода космическую печь, в которой образуются тяжелые элементы. И мы прямо сейчас наблюдаем за тем, как это происходит. Это действительно уникальная возможность!» — поделился астрофизик из Научного института Вейцмана Авишай Гал-Ям, один из авторов статьи, опубликованной в Nature.

Своевременное обнаружение сверхновой позволило ученым на самой ранней стадии процесса уловить из космоса порождаемое взрывом ультрафиолетовое излучение — на Земле его «поймать» почти невозможно из-за того, что большая его часть поглощается атмосферой. Наблюдения в этом спектре показали явное несоответствие между начальной массой звезды и массой выброса. И этому есть лишь одно правдоподобное объяснение.

«Мы подозреваем, что после взрыва осталась черная дыра — новообразованная черная дыра, которой раньше не было. Это остатки взрыва. Небольшая часть массы звезды схлопнулась к центру и создала новую черную дыру», — подчеркнул Гал-Ям.

Сверхновые вообще находятся на острие современной космической науки. К примеру, совсем недавно китайские астрофизики установили, что сверхновые обоих типов (а не только одного, как считалось ранее) могут порождать космическую пыль. Это открытие заставит пересмотреть представления, существующие об истории множества туманностей в Млечном Пути.

Израильские же ученые тоже настроены весьма оптимистично: они надеются с помощью ведущихся наблюдений существенно уточнить прогнозирование будущих взрывов. «Возможно, в ближайшие несколько лет мы сможем сказать, не для всех звезд, но, возможно, для некоторых из них, что они скоро взорвутся. Это будет настоящей фантастикой», — резюмировал Гал-Ям.