Cейсмоактивность Луны оказалась в три раза выше, чем предполагалось
Наука

Cейсмоактивность Луны оказалась в три раза выше, чем предполагалось

25 марта 2024 года, 14:41

Луна может быть гораздо более сейсмически активна, чем предполагалось ранее. В данных, полученных во время полетов космических кораблей «Аполлон» в 1970-х годах, недавно обнаружили более 22 тысяч лунных толчков. Ранее было известно лишь о 13 тысячах эпизодов лунотрясений.

Лунотрясения, в отличие от землетрясений, происходят в результате постепенного изменения температуры и ударов метеоритов. В связи с этим на Луне такие толчки намного слабее, чем на Земле, где они происходят из-за сдвига тектонических плит. В период с 1969 по 1977 год астронавты космических кораблей «Аполлон» (Apollo) с помощью сейсмометров зафиксировали около 13 тысяч колебаний поверхности Луны.

Кэйсукэ Онодэра из Токийского университета в своем новом исследовании провел повторный анализ полученных данных и обнаружил еще 22 тысячи лунотрясений. В результате общее число зарегистрированных толчков выросло до 35 тысяч. Это говорит о том, что Луна может быть более сейсмически и тектонически активной, чем предполагалось ранее.

Астронавты устанавливали на поверхности Луны два типа сейсмометров: первый фиксировал трехмерное движение сейсмических волн в течение длительных периодов, а второй регистрировал более быстрые толчки в течение коротких периодов. Все 13 тысяч первоначально идентифицированных лунотрясений были обнаружены при анализе данных за длительный период. Сведения, полученные за короткий период, были по большей части проигнорированы исследователями NASA из-за большого количества помех, связанных с перепадами температуры между лунным днем и ночью, а также из-за проблем с передачей данных на Землю.

После завершения программы «Аполлон» NASA прекратило финансирование лунных сейсмометров для поддержки новых проектов. Полученные данные за длительный период наблюдений были сохранены, а информацию, собранную за короткий период, исследователи так и не стали расшифровывать. Некоторые фрагменты были безвозвратно утеряны. Однако геофизик из Техасского университета Йосио Накамура сохранил копию данных на 12 тысячах катушечных лент, которые позже были оцифрованы.

Кэйсукэ Онодера потратил три месяца на устранение помех в данных и изучение этих записей. Ему удалось идентифицировать 30 тысяч потенциальных толчков. После дальнейшего анализа он обнаружил, что только 22 тысячи из них были вызваны лунотрясениями. По всей видимости, большинство из них были небольшими колебаниями, связанными с падением метеоритов или мелких астероидов, либо сейсмоактивностью с глубокими очагами. При этом 46 толчков, зафиксированных на небольшой глубине (около 10 км), объяснить оказалось сложнее. По мнению исследователя, как минимум 74 эпизода лунотрясений ставят под сомнение современные представления о внутреннем строении Луны.

Интересным оказалось преобладание числа слабых лунотрясений. Большинство поверхностных лунотрясений были зафиксированы сейсмостанцией «Аполлона-15», который находился ближе других к северному полюсу Луны. Предположительно, именно там сейсмоактивность выше. Это может быть обусловлено магматическими массами, расположенными близко к поверхности в северном полушарии естественного спутника Земли. Однако пока непонятно, как именно давно застывшая магма продолжает вызывать лунотрясения.